Перейти к содержимому

На велосипеде в зиму. Часть 1 — одежда

Тёплые деньки остались в прошлом, о них будут напоминать лишь фотографии, сделанные во время летних поездок и воспоминания о них. В Санкт-Петербург, впрочем как и во многие другие регионы, уже пришла настоящая зима, а завтра наступит и календарная. В Питере снега навалило столько, что на велосипеде не везде проедешь, колёса вязнут и зарываются. Шиповка тут не спасёт, разве что фатбайк.
Вероятно, многие уже задумались о том, куда бы убрать и как хранить велосипед зимой, чтобы он не мешался и занимал поменьше места. Вообще, хранение велосипеда — тема отдельной статьи. Если через несколько месяцев вы захотите просто сесть и поехать, то велосипед необходимо подготовить ещё до его зимовки: тщательно вымыть, заменить износившиеся компоненты, положить новую смазку, ослабить тросики. Ни в коем случае не храните велосипед на балконе, как это делают некоторые. А может не стоит убирать и попробовать покататься? Это очень увлекательно, поверьте!

Давайте поговорим о том, что необходимо знать велосипедисту, не имеющему опыта зимней езды, но желающему его приобрести.

Самые часто возникающие вопросы о зимней езде у начинающих велосипедистов:

  • Во что одеться для катания на велосипеде зимой?
  • Как подготовить велосипед: какие покрышки поставить, чем смазывать цепь и другие узлы?
  • Где кататься?

Во что одеться велосипедисту зимой

Если вы катаетесь на лыжах, то наверное имеете представление о том, как одеваться для активных занятий на улице зимой. Во-первых, никаких пуховиков, ватников, меховых шапок и прочей излишне тёплой одежды. Одеваться нужно так, чтобы сначала, как только выйдете на улицу, было довольно прохладно. Не стоит доверяться первым ощущениям, через 5-10 минут езды холодно вамуже не будет, как бы ещё не вспотеть. К слову сказать, вспотевание на холоде — самое неприятное что может быть, впрочем как и любое другое промокание. Если вы будете вынуждены сделать остановку и немного замёрзнете, то согреться не составит большого труда, достаточно минут 5-10 активного вкручивания. Но вот если вы вспотели, то немного просохнуть вы сможете только посидев около часа в тёплом помещении или электричке. И то это ещё будет зависеть от того, что на вас одето. Если уж вспотел и тёплого помещения не планируется, то лучше ехать без остановок и поддерживать «микроклимат» под одеждой, не давая себе «остыть». Но, надо заметить, что совсем не вспотевать не получится, хотя тут много зависит от организма и от правильного выбора одежды. Если с организмом ничего поделать нельзя, то подобрать наиболее подходящую одежду вполне возможно.

Выбор различной зимней одежды для занятий активными видами спорта сейчас очень велик, впрочем как и цена на многие вещи... Так что для начала нужно понять, сколько вы готовы потратить на обмундирование и исходить из этого. Те, кто в средствах особо не ограничен, наверное не будут испытывать особых трудностей и смогут приобрести всё необходимое посетив пару магазинов. Но времена нынче непростые и, для многих, тратить на своё увлечение большие суммы не представляется возможным. Поэтому приходится выбирать тщательно, думать что брать, где брать и можно ли обойтись чем-то более доступным.

Из того, что вам понадобится для зимней езды на велосипеде:

  • куртка и одежда под неё
  • штаны
  • шапка
  • обувь
  • перчатки

Оптимальный вариант — одеваться слоями. То есть не пуховик поверх футболки, а несколько слоёв достаточно лёгкой одежды, а сверху тонкая, но непродуваемая и непромокаемая куртка. Смысл одеваться слоями заключается в том, чтобы вы, исходя из своих ощущений, могли регулировать температуру под одеждой, снимая или одевая ту или иную вещь.

Верхний слой (куртка)

Задача верхнего слоя одежды (куртки) заключается в защите от ветра, дождя и снега. Кроме того, верхний слой должен «дышать», чтобы вы не сварились в собственном соку и не превратились после в ледышку.

Мембранные куртки

Мембрана сейчас очень популярна, в этом ей помогает различная реклама, где говорится о буквально сверхъестественных свойствах этого материала. На сегодняшний день в магазинах хороший выбор различных мембранных курток на любой вкус. Стоимость таких курток начинается от 4-5 тыс. руб. и может достигать 10-15 тыс. руб. и более. Кроме высокой стоимости, мембранная одежда обладает некоторыми другими минусами: низкой прочностью и относительно небольшим сроком службы. Если вы планируете лазить по лесу, продираясь через буреломы, то порвать дорогостоящую мембранную одежду о сучок будет довольно просто. Если лишних денег нет, то нужно это учитывать и соблюдать осторожность. При постоянном активном использовании и частых стирках, мембрана теряет свои свойства и через год-полтора «высокотехнологичная» куртка станет вполне обычной и будет промокать, хотя и останется неплохой ветровкой надолго.

Плюсы мембранной одежды:

  • Не промокает
  • Не продувается
  • Дышит. Но не стоит верить в миф, что вся влага будет куда-то волшебным образом испаряться. При активной езде вспотеть можно в чём угодно.
  • Большой выбор всевозможных моделей и фасонов, отсюда - возможность подобрать оптимальный для себя.

Минусы мембраны:

  • Цена, которая ещё сильно накручена из-за рекламы. Не стоит вестись на рассказы продавцов. Во-первых им нужно продать, а во-вторых они сами часто не представляют о чём говорят и просто пересказывают вам красивые фразы с этикеток.
  • Легко порвать в лесу или прожечь у костра (что при такой цене очень обидно).
  • Небольшой срок службы
  • Требует специального ухода и бережной стирки

Хорошо, если не мембрана, в чём же тогда ездить зимой? А в чём ходили и ездили в походы пару десятков лет назад, когда мебрана была настолько редка и дорога, что её могли позволить себе лишь профессионалы? В то время каждый в чём мог, в том и ходил. Как правило, снаряжение было самодельным. Брезент, болониевые ткани, плащёвка и т.п. Также, в то время очень широко использовался материал под названием авизент.

Авизент

Авизент — плотная капроновая ткань особого плетения. Довольно быстро промокает, но и сохнет тоже очень быстро, даже в сырую погоду. Не продувается, хорошо дышит. Стоит копейки, по сравнению с мембраной. Кроме того он очень крепкий и порвать в лесу его будет весьма сложно.

Если лишних денег совсем нет и с верхним слоем нужно уложиться в тысячу-полторы, то куртка или анорак их авизента — это очень хороший бюджетный вариант. Но нужно иметь ввиду, что в сырую погоду всегда нужно иметь с собой что-то для одевания поверх (дождевик). Если погода сухая и морозная, то верхний слой из авизента отлично выполняет свою функцию. Ну а срок годности авизента очень велик, по сравнению с мембраной он просто вечен 🙂

Плюсы авизента:

  • Низкая цена
  • Не продувается
  • Относительно неплохо дышит
  • Быстро сохнет
  • Сложно порвать, а если порвал, то не так жалко

Минусы авизента:

  • Поскольку авизент нынче не в ходу, то и выбор одежды из него очень небольшой, в основном всё страшненькое и не очень удобное для велосипедистов.
  • Промокает и поэтому в сырую погоду нужно дополнительно возить с собой какую-нибудь накидку.

Так что выбирайте по возможностям. Если мембрану вы сможете найти в каждом магазине, где продаётся туристское снаряжение, то с авизентом сложнее. Из мест в Петербурге — магазин «Снаряжение», в нём продаётся одежда из авизента их производства. Приобрёл там анорак на пробу.

Нижний слой (утепление)

Если верхний слой служит для защиты от воды и ветра, то нижний для тепла. Не рекомендуется одевать шерстяные свитера, хб футболки и т.п. вещи, в них вы очень быстро вспотеете. Оптимальным вариантом является одежда из флиса. Некоторые по ошибке называют его полартек, но это не правильно, т.к. полартек (Polartec) — бренд, а флис — это материал. Т.е. можно сказать, что флис от Polartec будет качественнее, чем флис неизвестного происхождения. Так чем же так замечательна одежда из флиса?

  • Флис очень приятен для тела
  • Довольно износостойкий. Одну куртку RedFox из флиса Polartec я использую уже 6 лет, ни одной дырки, хотя износ уже земетен
  • Очень тёплый
  • Доступная цена
  • Хорошо отводит влагу и быстро сохнет

Так что в качестве нижнего слоя можно смело рекомендовать тонкие флисовые кофточки, а для стоянок и ночёвок более толстые.

Также в продаже есть флисовые куртки, в основе которых используется Windbloc. Их можно носить и вместо верхнего слоя. Но нужно учитывать, что они промокают.

Для активной (спортивной) езды, существует большой выбор специального термобелья из синтетических материалов. Но если вы хотите получить реальный эффект от использования термобелья, то нужно обращать внимание на известные бренды, вроде Vaude и Norveg.

Раз мы заговорили о спортивной езде, под которой я подразумеваю тренировки, гонки, скоростные походы налегке с минимальным количеством остановок, то хочется отметить специальные велотермики с использованием материалов WindstopperWindtex и т.п. При езде под мокрым снегом или дождём они через некоторое время промокают, но не продуваются, хорошо сохраняют тепло и прилегают к телу. Активно вкручивать в такой куртке — одно удовольствие, а под неё отлично подходит лёгкое синтетическое термобельё или совсем тонкая флиска.

Штаны

Сейчас можно приобрести специальные утеплённые велорейтузы. Как правило в них используется тот же Windstopper или Windtex. Встречаются полностью не продуваемые варианты или с защитой от ветра только спереди. В более холодную погоду под такие штаны также можно одевать тонкое термобельё и согревающие наколенники. Если погода сырая, идёт дождь или мокрый снег, то такие штаны довольно быстро промокают, поэтому сверху нужно одевать  штаны из мембраны или того же авизента.

При покупке мембранных штанов нужно учитывать то, что мембрана на пятой точке, от постоянного контакта с седлом, быстро износится и порвётся. Существуют специальные варианты мембранных штанов с усиленным «седалищным местом», например удачная модель Vaude. Вот только найти их не просто.

На более холодную погоду, когда столбик термометра опускается до -10С и более, рекомендую приобрести горнолыжные штаны или утеплённые штаны для «матрасных» лыжных прогулок.

Обувь

Замёрзшие ноги — большая проблема велосипедиста. В отличии от ходьбы, стопа находится практически без движения и уже при 0 температуре начинает мёрзнуть даже в тёплой обуви. Не стоит доводить дело до онемения пальцев. Чувствуете, что ноги начинают замерзать, спешьтесь и пройдите минут 5-10 энергичным шагом.

Если вы любитель контактных педалей и не хотите с ними расставаться на зиму, то вам придётся приготовить 5000-6000 руб. на приобретение специальной зимней контактной велообуви. К примеру модель Shimano MT-90 Если такие деньги желания тратить нет, а дальних и очень продолжительных выездов вы не планируете, то вполне подойдут туринговые контактные ботинки. В добавок к ним можно приобрести неопреновые бахилы.

Если вы катаетесь не на контактах, тут тут уже выбирайте что нравится, для особо экстремальных поездок хоть валенки 🙂 Также подойдут треккинговые ботинки, а в качестве недорого практичного варианта — берцы, которые можно купить от тысячи-полутора во многих магазинах снаряжения. При хождении по глубокому снегу или езде в снежной каше, рекомендую одевать сверху бахилы-фонарики, они уберегут от попадания снега через край обуви.

Носки также бывают специальные, предназначенные для активных занятий на улице, но стоимость их довольно высока. Один раз я повёлся и купил такие. На бумажке было сказано, что в нитях содержится воск, который сначала нагревается, а потом отдаёт тепло. Может быть это конечно и так, но я со своей потливостью ног особо ничего сверхъестественного не ощутил. Поэтому теперь одеваю носки какие по руку подвернулись, всё равно порвутся нестрижеными ногтями, ещё деньги на них тратить 🙂 Ну и не забывайте с собой брать запасные. Неплохой вариант — носки из флиса, которые и стоят не так дорого, около 150 руб. за пару.

Также, в длительные поездки по неизвестным местам, рекомендую брать несколько полиэтиленовых пакетов. При пеших переходах по лесу очень просто промочить ноги. Вы можете ступить в ручеёк, под снегом может оказаться незамёрзшая болотина, да и просто дорожная снежная каша промочит вам обувь. Мокрые ноги при минусовой температуре — очень не комфортно и опасно. Не возить же всегда с собой запасную обувь... Впрочем, в сложные походы возить сменку стоит. А вот в обычные покатушки берите пакеты и запасные носки. Промокли ноги — одели сухие носки, сверху пакеты, потом ещё носки (если есть), максимально «выжмите» обувь и надевайте поверх всего этого. Ощущения будут не очень комфортные, ногам в пакетах будет довольно не приянто, но зато не так холодно.

Шапка

Также очень важно обеспечить хорошую защиту головы от холода и ветра. Лучше всего для этого подходят специальные шапочки и балаклавы из Windstopper’а и Windbloc’а. При выборе шапки стоит учитывать, чтобы она хорошо сочеталась с вашим шлемом. Возможно для зимы вам придётся приобрести другой шлем. Не рискуйте ездить без него.

Перчатки

В веломагазинах вы можете приобрести специальные утеплённые велоперчатки. Но, как правило, они все рассчитаны на лёгкий минус. Для более серьёзных морозов и длительных поездок рекомендую приобрести толстые флисовые перчатки или горонолыжные «дутики». Их можно найти в любом гипермаркете по довольно низкой цене около 150-200 руб.

Далее о подготовке велосипеда к зимней эксплуатации и о том, где и как кататься зимой...

На велосипеде в зиму. Часть 1 — одежда: 8 комментариев

  1. Уведомление: На велосипеде в зиму. Часть 2 — подготовка велосипеда | Велосипедный блог Ride a bike!

  2. Уведомление: Велозима 2011—2012 | Велосипедный блог Ride a bike!

  3. Уведомление: Велозима 2011—2012 | Велосипедный блог Ride a bike!

  4. Владислав

    спасибо большое))) резина у меня вссезонка но ужасно носит))) без шлема очень опасно)

    1. Avatar photoRider

      Всесезонки для велосипедов как таковой не существует. Есть простая резина и зимняя. На зиму нужно ставить зимние покрышки, не стоит экономить на безопасности. Если по рыхлому снегу обычная злая резина едет хорошо, то на льду начинаются серьёзные проблемы.

  5. Александр

    Самые подробные и понятные инструкции для начинающих "зимних" велосипедистов. Спасибо большое.

  6. Уведомление: Готовимся к весне | Велосипедный блог Ride a bike!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *