К началу <

Как выбрать первый велосипед

14.02.2009 (не отредактировано, но 22.01.25 пробежался по тексту при переносе, поправил совсем уж явные ляпы и всплакнул по старым ценам :)

Последний месяц зимы, скоро весна и многие люди пойдут покупать велосипеды. Последние годы можно наблюдать увеличение интереса к этому замечательному транспортному средству, всё больше и больше людей приобщается к многогранному велосипедному миру. Что, конечно, не может не радовать. Кто-то хочет покататься в парке и немного поправить форму, а кто почитал отчёты о походах и веломарафонах, после чего загорелся стать их участником. В общем, стоит только начать...

Даже зимой в веломагазинах можно наблюдать неплохой выбор велосипедов, что тут говорить о весне. Множество производителей, привлекательные формы труб рам, амортизаторы, непонятные названия деталей навески, в общем один краше другого. При этом ещё и продавцы в каждом магазине убеждают, что нужно купить велосипед именно этой марки в их магазине и никакой другой. Обычно в ход идут зазубренные фразы с множеством непонятных слов и выражений, на которые начинающему и неопытному будущему велосипедисту сложно не клюнуть. При этом хочется заверить, что во многих магазинах продавцы практически не знакомы с велосипедами и не интересются ими, при этом что-то советуют.

Некоторые советы по тому, как следует подойти к выбору своего первого железного друга:

Для начала определим ценовую категорию, она должна быть не меньше 11-12 тысяч рублей, ориентировочно 12-16 т.р. Это сумма, за которую можно приобрести современный, надёжный и не самый простецкий велосипед с приличной рамой и оборудованием. Сразу оговоримся, что в этой ценовой категории не может идти речи о покупке двухподвеса, только если это не китайская поделка из гипермаркета. В связи с кризисом можно наблюдать изменение ценовой планки.

Ни в коем случае не покупайте велосипед в гипермаркетах, вряд ли там будет что-то хорошее и качественное. Скорее всего просто яркая, привлекательная на первый взгляд, но совершенно не надёжная китайская поделка.

Не стоит всерьёз воспринимать высказывание некоторых «опытных» велосипедистов на форумах вроде: «Author или Merida — не катит». Эти высказывание чаще всего голословны и не нужно на них ориентироваться.

Ознакомьтесь со статьёй «Типы современных велосипедов (классификация)» на сайте Андрея Григорьева -- https://agbike.spb.ru/select/type.html.

В качестве отправной точки в вашем велосипедном мире мы рекомендуем остановить свой выбор на MTB — горном или вседорожном велосипеде. Причина этого проста. MTB — самый распространённый тип велосипеда, соответственно выбор шире и выбрать что-то по душе из них проще. Горный велосипед лучше всего подходит для круглогодичного использования в разных погодных условиях и на различных дорожных покрытиях (и без него), поэтому вам будет проще определиться с вашим дальнейшим стилем езды. Выбор покрышек и запасных частей для горных велосипедов тоже достаточно велик. Можно поставить узкие и гладкие шоссейные покрышки-слики и ехать в дальний шоссейный рейд, не тратя лишних сил, но так же можно поставить широкие зубастые покрышки и разведывать глухие лесные и полевые тропы отдалённых областных районов. Под 26 дюймовые MTB колёса есть хороший выбор шипованных зимних покрышек. Так что универсальность MTB неоспорима.

На какие велосипеды имеет смысл обратить внимание при выборе. Итак, обращаем внимание на бренды: Author, Scott, Merida, GT, Giant, Marin, Specialized, KHS, Kona, Trek, Wheeler. Это далеко не полный список, но велосипеды этих фирм первыми приходят на ум и вы наверняка сможете найти их в веломагазинах многих городов.

Также необходимо подобрать подходящую ростовку рамы, особенно тяжело обычно приходится людям среднего роста 160-180 см. Под этот рост необходима 17-19 дюймовая рама и, как правило, выбор таких велосипедов ограничен.

Размеры рам принято писать в дюймах. Иногда размеры могут указываться как XS, S, M, L, XL.

Вот примерная табличка соответствия ростовок рам росту человека:

150-160 = 13.5″ — 16″

160-175 = 17″ — 18″

175-185 = 19″ — 20″

185-195 = 21″ — 22″

195> = 23″ — 24″

Также ростовку можно проверять по-старинке — встаньте над рамой и посмотрите помещается ли ладонь между её верхней трубой и вашей промежностью. Но тут всё индивидуально. Кто-то любит более длинные рамы и покупает велосипед преимущественно для шоссе, кто-то напротив, предпочитает покороче для более экстремального катания по пересечённой местности. Но для выбора первого велосипеда с целью определить свой стиль, рекомендуем ориентироваться на приведённую выше табличку.

Когда велосипед выбран, не торопитесь бежать на кассу оплачивать его, а хорошенько осмотрите раму на наличие повреждений — сколов краски, вмятин, качество выполнения сварочных швов. Обязательно попросите продавца проверить качество переключения передач и тормозов. Если при магазине есть веломастерская, то не стоит отказываться от предпродажной подготовки.

Приведём для примера несколько моделей велосипедов 2009 года, на которые можно ориентироваться:

Merida Matts TFS XC 100-V

Рекомендуемая цена в Веломире — 15955 руб.

рама: Matts TFS-Comp-V

вилка: SR XCM-H-D-LO 80 Lockout

рулевая колонка: M10 Neck

манетки: Shimano EF50-3

пер.переключатель: Shimano M310 34.9 T-Swing

зад.переключатель: Shimano Deore Top Normal

система: Shimano M311 42-32-22 CG

педали: XC Steel

пер.втулка: Alloy QR

зад.втулка: Shimano RM30-8

кассета: Shimano CS-HG40-8 11-32

спицы: Stainless Silver

обода: Alex Adventurer Black/NC

покрышки: MERIDA RACE 2.1

руль: XM Speed CEN 31.8 Flat 600

вынос: XM Speed CEN 31.8 17

подс.штырь: XM Speed CEN SB20 31.6

седло: TFS mat

тормоза: Avid SD3

тормозные ручки: attached

цепь: Shimano CN-HG50

Очень неплохой вариант для начала. Хорошая прочная и в меру жёсткая современная рама из алюминиевого сплава, приличная навеска, двойные обода, простая пружинно-эластомерная амортизационная вилка. В целом очень достойный вариант для отправной точки. Также имеет смысл обратить внимание и на другие модели Merida из серии Matts — очень достойные велосипеды. И не слушайте тех, кто говорит: «Мерида не катит»! Ещё как покатит 🙂

TREK 4300

Рекомендуемая цена — 16461 руб.

Рама Alpha Black Series, алюминий, гидроформованная нижняя труба, кованные дропауты с креплениями для дискового тормоза

Размеры 13, 16, 18, 19.5, 21, 22.5, 24″

Подседельный штырь Bontrager SSR 20mm offset

Цвета матовый черный, серебряный черный Chrome , матовый оранжевый

Седло Bontrager Select Basic

Рулевая VP-A76C-TK 1-1/8″ Semi-Cartridge, Sealed

Руль Bontrager SSR, 25мм подьем

Вынос Bontrager SSR, 25 degree

Вилка RST Gila T8 регулировка предварительной нагрузки , ход 100 мм

Втулки Alloy FM31 FT Hub, Shimano RM30 задняя втулка

Покрышки Bontrager Connection Trail, 26×2.0″; 27 tpi

Обода Bontrager Camino rims 32h 26 дюймов

Тормоза Tektro V w/Shimano EF50 levers

Манетки Shimano EF50, 8 скоростей

Кассета SRAM PG830 11-32, 8 скоростей

Педали Alloy platform

Система(шатуны) SR Suntour XCC-T102 42/34/24

Передний переключатель Shimano C050

Задний переключатель Shimano Alivio

Качественный и надёжный велосипед известной марки. Отличный вариант для начала.

Specialized Hardrock

Рекомендуемая цена производителя — от $390 до $580 в зависимости от комплектации.

Рама Specialized A1 Premium Aluminum, fully butted, formed TT, double ORE DT, externally relieved HT, reinforced disc mount, forged dropouts w/ replaceable 98954020 hanger

Вилка SR Suntour SF8-XCT-V2, 80mm, 1pc. alloy lower, 28mm Hi-Ten stanchions, 13-15«: standard spring, all others: «stiff» spring, coil/mcu spring w/ preload adj., spring assisted seals, disc only

Рулевая колонка Specialized 1-1/8″ threadless, loose ball

Рога Specialized alloy, 25mm rise, 640mm wide, 8 degree back sweep, 8 degree up sweep, 3.2mm thick

Грипсы Specialized Enduro, dual compound Kraton, no flange, 131mm

Передний тормоз Alloy linear pull, 1pc. pad

Задний тормоз Alloy linear pull, 1pc. pad

Тормозные ручки Specialized linear pull

Передний переключатель Shimano Altus, 34.9mm clamp

Задний переключатель SRAM X-4, midcage

Манетки SRAM X-4, 8-speed trigger

Кассета SRAM PG-820, 8-speed, 11-32t

Цепь KMC X8 w/ reuseable Missing Link

Система (шатуны) SR SunTour, Octalink spline

Звёзды 42S x 32S x 22S, заменяемые

Каретка Shimano BB-ES25, Octalink spline, cartridge bearing, 68mm x 113mm

Педали Steel cage, composite body, 9/16″

Обода Specialized RH, 26″, pinned, alloy double wall, CNC sidewalls, 32h

Передняя втулка Specialized Hi Lo, forged alloy, double sealed, ground race, 32h

Задняя втулка Shimano FH-RM30 forged alloy, cassette, QR, 32h

Спицы 1.8mm (15g) stainless

Передняя покрышка Specialized Fast Trak LK Sport, 26×2.0″, 60TPI, wire bead

Задняя покрышка Specialized Fast Trak LK Sport, 26×2.0«, 60TPI, wire bead

Камеры Specialized schraeder valve

Седло Specialized XC, Body Geometry, 143mm width, front and rear bumpers

Подседельный штырь Specialized alloy two bolt, no offset, micro adjust, 30.9mm

Ещё один подходящий для новичка велосипед от известного производителя. Комплектация указана для вариации Hardrock Sport.

По возможности будут добавлены ещё некоторые модели велосипедов.

Также при покупке велосипеда рекомендуем приобрести следующие вещи и аксессуары:

Шлем — это один из самых главных предметов обмундирования велосипедиста. Хороший шлем можно купить начиная от 1000руб. Не стоит злоупотреблять и ездить без шлема. Это ваше здоровье и безопасность. Известные производители велошлемов: Bell, MET, Giro.

Передняя и задняя мигалка — в тёмное время суток и пасмурную погоду пользуйтесь светотехникой, стоимость мигалок не велика, но на дороге вас будут видеть издалека.

Насос — на первое время купите универсальный компактный насос, чтобы всегда возить его с собой. Потом при желании для домашнего использования можно будет купить напольный насос.

Камера — особенно после зимы на дорогах очень много мусора и острых предметов, да и в другие времена года тоже хватает.

Заплатки — если вдруг прокололась и новая камера

Пластиковые монтажки — не все покрышки легко снимаются с обода руками, для этого используйте пластиковые монтажки. Не пытайтесь снимать камеру отвёрткой или другими металлическими предметами.

Складной набор инструментов — большинство основных узлов велосипеда крепятся с помощью шестигранных болтов. Складной набор ключей не займёт много места, но вы всегда сможете в полевых условиях произвести необходимый ремонт.

Выжимка цепи — бывает что цепь рвётся и её необходимо склепать обратно в полевых условиях. Особенно это актуально при езде в гористой местности. Так же она вам пригодится при замене цепи.

Небольшой рюкзачок — чтобы возить всё вышеперечисленное вам потребуется небольшой рюкзачок. Рекомендуем использовать специальные велосипедные модели. Так же существуют различные подрамные и подседельные сумочки.

Крылья (грязевые щитки) — на случай мокрой грязной погоды рекомендуем приобрести быстросъёмные крылья фирмы SKS.

Велокомпьютер — позволит определить текущую/среднюю/максимальную скорость, пройденное расстояние, время в пути, общий пробег. Рекомендуем обратить внимание на модели фирм CatEye, VDO, Sigma Sport.

Также рекомендуется приобрести специальную велоодежду (пример для тёплого времени года):

Велотрусы с памперсом — если вы планируете совершать относительно длительные поездки, то обязательно нужно приобрести велотрусы с удобным памперсом.

Велоштаны с памперсом — можно без памперса и одевать поверх трусов, что в некоторых случаях может быть даже удобнее.

Веломайка с короткими и длинными рукавами — веломайка плотно прлилегает к телу, не парусится и как правило на ней есть задние карманы.

Велоперчатки с короткими пальцами — сделают езду более комфортной, а хватку более крепкой. Для длительной езды лучше всего подходят перчатки с гелевой прокладкой на ладони.

Куртка-ветровка — на случай неблагоприятной богоды. Желательно из мембраны, чтобы меньше потеть.

Обувь с жёсткой подошвой — сразу покупать контактные педали не стоит, но и для педалей-платформ (топталок) обувь тоже должна быть удобной и не срываться с них. Рекомендуем обратить внимание на специальную велосипедную обувь адаптированную для использования как с обычными, так и контактными педалями. Впрочем, подойдёт любая удобная обвувь с не очень мягкой подошвой.

Ещё вы можете ознакомиться с заметкой «Начало эксплуатации велосипеда».

Во времена блога к этой статье был сделан опрос на тему «Готовы ли Вы использовать велосипед как транспортное средство?». Вот его результаты:

Да, конечно, для меня велосипед - основной транспорт! (37%, 107 голос(ов))

Периодически использую как транспорт (21%, 62 голос(ов))

Использовать готов, но дорожная обстановка не та. Как транспорт - редко (16%, 45 голос(ов))

Когда тепло и сухо люблю проехаться до работы (13%, 38 голос(ов))

Нет, велосипед для меня - развлечение (13%, 38 голос(ов))

Всего проголосовало: 290

Комментарии

На этом сайте больше нельзя оставлять комментарии, но если вам интересно, можете почитать старые. В них может быть что-то полезное, ну и просто пусть будут для истории. Всем комментировавшим спасибо, вы тоже приняли участие в создании этого сайта!


sladkovm 21.07.2009 в 16:19 Хорошая статья - много полезного. Особенно про размер рамы метко - это самое первое, что вводит в заблуждение при покупке.

Не совсем согласен с выводом об универсальности горного велосипеда - все-таки вилка с амортизаторами очень тормозит на шоссе.

Я бы советовал покупать экспедиционный (touring). Ссылка на типы велосипедов тоже классная.

Абсолютно согласен с выводом о мериде и ауторе - на некоторые модели они ставят такую же механику, как и на крутые Giant и Koga, при этом можно подозревать менее надежную раму, но если велосипед первый и "универсал", то экстремальной (это всякие безумные прыжки и т.д.) эксплуатации быть не должно.

Наверное полезно рассказать о выборе механики (колличество звезд, alivo vs. deore), но не все сразу.

Ладно, погуляю еще по блогу, посмотрю, что есть интересного.


Rider 21.07.2009 в 16:47 Спасибо за отзыв!

Да, конечно, мягкая вилка действительно тормозит на шоссе. Но для этого на MTB можно установить жёсткую 🙂 Кстати об этом есть заметка - http://rideabike.ru/texnika/velosiped-s-zhyostkoj-vilkoj-rigid Туринг конечно же представляет большой интерес для людей активно занимающихся велотуризмом, но для начинающего велосипедиста это наверно лишнее, да и купить хороший туринг не так просто. Так что это скорее всего уже для тех кто покатался на MTB или гибриде и уже приобрёл какой-то опыт.

Для велотуристов и тех, кто использует велосипед в качестве транспорта, могут быть интересны т.н. MTB urban. На них сразу установлены жёсткие вилки, могут быть бОльшие звёзды, асфальтовые покрышки. Яркие представители урбанистических маунтинбайков есть у компании Marin (http://www.marinbikes.com/2009/int/bikes/bikes_series_urban.php) По поводу остального железа, будем рассказывать по мере возможности и появления идей.


Владимир Чубатюк 08.10.2009 в 17:37 Мы с женой (я годами, она лет пять) катаем везде и всюду на турингах. Никаких подвесов, ничего. У нее кракодил у меня старт-шоссе, многодневки, шоссе, утрамбованная полевая дорога, все проходим. Скалы похуже – но разница есть туризм или скалолазание. А по цене скажу так: в мой вел вложено более 1000 мертвых американцев, в ее около 600. Неравноправие от того, что я каждый день катаю на работу с работы и иногда по делам, а не только на покатухи.

Мое мнение цена вела не ниже 600 мертвых американцев, еще лучше 1200 оных.


Пейнтбол-мастер 10.11.2009 в 11:08 Отличная статья. Думаю, что она многим помогла и еще поможет выбрать свой первый байк. Я, например, до прочтения этого материала многого не знал


Алексей ВБ 15.02.2010 в 10:48 Мне всегда нравились спешалайзды, особенно тех лет, когда они делались не в Китае. Сам катаюсь на made-in-USA старичке 2004 года, и вполне даже им доволен. А когда выбирал, вопрос стоял так - или свежий байк но с навесным попроще, или байк бывший в употреблении, но с навесным покруче. Взял второе )


Сергий 26.04.2010 в 11:08 Куплю надувные колеса 6 дюймов или камеры от велосипеда a-bike помогите кто чем может невозможно достать от него колеса! Оплата сразу!


Константин 19.07.2012 в 11:28 Здравствуйте У меня вот такой вопрос...поехали выбирать жене первый велосипед, с женской рамой ничего подходящего не оказалось, но продавец сказал что различия между женской и мужской рамой, это просто удобство, и мы выбрали ей Kross hexagon x3 с 16 рамой при ее росте 165см. Так вот все таки что бы я хотел узнать, действительно ли это не кретично если она будет учиться и в дальнейшем ездить на данном велосипеде? Или же ей необходимо все таки велосипед с женской рамой? Сам я выбрал kross hexagon x7 нормальный ли выбор?...учитывая что кататься планируем в основном в парках и по набережной))) Спасибо


Rider 19.07.2012 в 11:59 Выбор абсолютно нормальный. Под женской рамой вы наверное подразумеваете полное отсутствие верхней трубы или её максимальное занижение. Такие рамы обычно бывают у совсем прогулочных или городских велосипедов. Если же велосипед имеет какую-то претензию на спортивность, то верхняя труба будет довольно высоко, независимо от того мужской это велосипед или женский. У некоторых производителей бывают женский и мужские варианты одной и той же модели, обычно их отличие в длине верхней трубы: у мужских - длиннее, у женских - короче.


Константин 19.07.2012 в 12:23 Спасибо за разъяснеие!


Rider 19.07.2012 в 12:50 Пожалуйста! 😉


Хрюnдель 10.01.2013 в 23:45 Скоро весна:) и решил купить себе велосипед сейчас у меня есть горный велосипед среднего уровня всё устраивает кроме скорости, хочется побыстрей. Вот решил взять гибрид подойдёт ли он для меня. Вес собираюсь до 90 сдутся, стиль умеренно экстремальный, дорога 30% асфальт, 30% укатанная земля, 30% каменная брусчатка остальное 10% лужи глина:) планируется езда на длительные расстояния ~70 100 км.


Rider 11.01.2013 в 14:08 Довольно распространённое заблуждение, что обычный гибрид будет существенно быстрее байка. Скорость зависит от: веса велосипеда (в частности колёс и резины), в остальном - ваша физ. подготовка. Если на обычном байке заменить грязевую резину на узкие слики, то вы его не узнаете. Если хочется существенного прироста скорости, но шоссейник кажется перебором, то есть шоссейные гибриды ( http://rideabike.ru/road/shossejnik-i-s-chem-ego-edyat.htm - вторая часть статьи). Я не то чтобы отговариваю вас от гибрида, просто разницы очень большой не будет. С какой скоростью вы ездите сейчас на горном велосипеде и примерно каких показателей хотите достичь с помощью гибрида? Но если очень хочется гибрид, то под ваши условия эксплуатации он подойдёт, хотя в случае 30% грейдера, 30% брусчатки и 10% глины я бы посмотрел в сторону найнеров ( http://velowiki.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D1%80 ). Возможно, это именно то, что вам нужно.


Кира 26.09.2015 в 08:07 Прочитала статью, спасибо за информацию! Как раз выбираю свой первый велосипед, планирую ездить только в городе, без экстрима. Пока остановила свой выбор вот на этом: http://www.omnishop.ru/goods/velosiped_giant_sedona Стоит ли брать? Или лучше поискать что-то получше? Посоветуйте пожалуйста


Rider 22.01.2025 в 00:45 Простите, Кира, что не ответил на комментарий 10 лет назад. Надеюсь, что вы сделали правильный выбор и у вас всё хорошо.