На страницах этого блога я всегда призываю всех кататься на велосипеде в шлеме и ни в коем случае не пренебрегать этим простым и, зачастую, единственным элементом защиты велосипедиста. Несмотря на это, про сами велосипедные шлемы так ничего и не написано. Непорядок, надо бы исправиться. Итак, сегодня мы поговорим о велосипедных шлемах. Какие они бывают, что из себя представляют, какой выбрать и как правильно пользоваться.
Разновидности велосипедных шлемов
По сути вело шлемы можно разделить на две категории: MTB — шлемы для езды на горном велосипеде и шоссейные (Road). МТБ шлемы делятся на две разновидности, в зависимости от дисциплины: кросс-кантрийные (XC, КК) и экстремальной направленности — т.н. «котелки» и фуллфейс (Full face). Шоссейные также бывают двух типов: первый — классического вида (очень похожи на КК) и второй — шлем для гонок с раздельным стартом (Time trial).
MTB
Кросс-кантрийный шлем (XC)
Название не совсем «научное», но как его ещё обозвать, даже не знаю. Это самый распространённый тип велосипедных шлемов. Изготавливаются, как правило, из специального вспененного материала, покрытого сверху тонким гладким пластиком с нанесёнными на него красивыми полосками и рисунками. У большинства таких шлемов есть специальный козырёк, предназначенный для защиты от пыли, брызг и солнца. У некоторых моделей козырёк съёмный. Москитная сетка также встречается довольно часто и штука весьма полезная. Ведь очень неприятно ехать на большой скорости и ощущать, как у тебя в голове кто-то копошится 🙂 Хорошая вентиляция шлема — это очень важно, особенно это ощущается в сильную жару летом. Фиксация шлема на голове осуществляется с помощью ремешка, а также специального механизма на затылке, который служит для оптимальной подгонки шлема к размеру головы.
Котелки
Разновидность МТБ велосипедного шлема экстремальной направленности. «Котелки» обычно применяется в таких дисциплинах, как стрит (street), dirt (дёрт), bmx и т.п. Изготавливается также, как и кросс-кантрийный, из вспененного материала и покрывается пластиком, но в этом случае более толстым и прочным. Вентиляционных отверстий на таком шлеме гораздо меньше и они, как правило, очень небольшие. Регулировочного механизма на них обычно не делают (только ремешок), поэтому размер должен подбираться точно, а шлем сидеть плотно.
Фуллфейс (full face)
МТБ велосипедный шлем для таких экстремальных дисциплин как: фрирайд (Freeride), даунхилл (Downhill), байкер-кросс (4x) и т.п. Обеспечивает полную защиту головы райдера. Эти дисциплины подразумевают очень сложные и техничные трассы, с множеством больших камней, деревьев, брёвен. При этом всё это проезжается на весьма высокой скорости, поэтому и защита должна быть соответствующей.
Шоссейные велосипедные шлемы
Классический шоссейный шлем
Такие шлемы очень похожи на кросс-кантрийные, но козырёк для них редкость. Москитной сетки как правило тоже нет, а вот вентиляционных отверстий может быть больше, чтобы обеспечивать лучшую вентиляцию во время длительных скоростных поездок по разогретому асфальту. Многие спортсмены используют шоссейные шлемы на гонках и марафонах кросс-кантри, ведь по прочности они не уступают КК МТБ, при это смотрятся очень воздушно и эффектно.
Шлем для гонок с раздельным стартом (Time trial)
В продаже встречаются довольно редко, поскольку очень узкоспециализированные и применяются исключительно на гонках с раздельным стартом. Шлем имеет характерный каплевидный вид и максимально аэродинамичную форму для наименьшего сопротивления воздушному потоку.
Выбор велосипедного шлема
Выше мы коротко рассмотрели наиболее распространённые виды велосипедных шлемов. Теперь давайте поговорим о том, какой именно шлем выбрать и на что обратить внимание. Поскольку статья написана для начинающих велосипедистов, то и выбирать мы будем самый обычный универсальный шлем «на каждый день», т.е. для всего. Сразу возникают вопросы: где купить, какую фирму выбрать, сколько стоит, и на что обратить внимание при покупке? Итак, по порядку.
Где купить?
Покупать шлем нужно в спортивном, а лучше специализированном веломагазине. Даже не помышляйте о том, чтобы пойти и купить шлем в ближайшем гипермаркете вроде О’кей, Ашан и т.п., представленные там экземпляры сделаны отвратительно, смотрятся ужасно, а по цене, порой, приближаются к нормальным моделям.
Какую фирму выбрать?
Идя в магазин за шлемом, вы должны держать в голове список некоторых известных производителей, на продукцию которых следует ориентироваться:
Это далеко не полный список производителей велосипедных шлемов но, пожалуй, эти самые известные и зарекомендовавшие себя наилучшим образом. Если забыл кого-то из известных, то прошу добавить в комментариях. Почти все модели этих шлемов соответствуют стандартам безопасности, о чём должна говорить наклейка «CPSC или EN 1078» с внутренней стороны.
Сколько стоит?
Самый обыкновенный, но уже вполне приличный кросс-кантрийный велосипедный шлем можно купить примерно за 1200-1400 рублей, за 2000-2500 возможно будет покрасивее, поудобнее, ну а за 3000 и выше — уже топовые гоночные модели шлемов.
На что обратить внимание?
Очень важно подобрать оптимальный размер шлема. Если он болтается на голове, то при падении толку от него будет мало. Но также нужно учитывать, что в прохладную погоду вы захотите надеть под него бандану, а зимой и более толстый непродуваемый подшлемник. Благодаря регулировочному колёсику на затылке (именно так реализована система регулировки на большинстве моделей), подобрать универсальный шлем на все случаи жизни — вполне реально. Но у каждого шлема свой диапазон регулировок, так что будьте внимательны. Обычно интервал размеров указан на наклейке с внутренней стороны. Так что для начала тщательно примерьте шлем и убедитесь, что есть запас регулировки в обе стороны.
Кому-то нравятся шлемы с козырьком, кому-то без. Лично я сразу его снял и больше не одевал. Во-первых мне с ним было не удобно, а во-вторых (на мой взгляд) он портит вид шлема.
Маскитная сетка — весьма полезная штука, но присутствует она далеко не на всех моделях шлемов. Особенно полезна при катании в жаркий летний день по полевым дорогам, когда кругом кружат тучи слепней. Также не лишней сетка будет и при езде по вечернему шоссе, как правило в это время там летают стайки мошкары. Мой шлем без сетки, поэтому в подобных случаях я предпочитаю повязывать под него бандану.
Выбирая велосипедный шлем, в первую очередь, мы смотрим на его внешний вид. И это немаловажно. Ведь не всё же равно как вы выглядите со стороны. Велосипедист, одетый в красивую велоформу, и так привлекает внимание окружающих, ну а шлем, пожалуй, тут один из главных элементов. Так что при выборе не забывайте и об этом 😉
Лично я с 2005 года езжу в шлеме Bell X-Ray. Без козырька он выглядит как вполне обычный гоночный XC или шоссейный шлем. Летом затягиваю регулировочное колёсико до упора и шлем сидит как влитой, в холодное время под него влезает довольно плотная флисовая балаклава с Windblock.
Ну и в конце попугаю вас несколькими картинками, вполне чётко объясняющими реальную необходимость использования шлема при езде на велосипеде:
Простите, если кому-то испортил настроение, но это реальность и не стоит относиться к этому легкомысленно. Картинки взяты с форума Веломания, там же довольно большое обсуждение велосипедных шлемов, почитайте, есть полезные моменты: http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=30671
Небольшое видео про выбор велосипедного шлема:
Удачи на дорогах и попутного ветра! Всех ещё раз с новой веловесной 2012! 😉
Благодарю вас за эту информацию! Она оказалась для меня актуальной. Очень хорошо написано. Составила себе целый список требований к шлему! Очень порадовало, что и в ценах сориентировали, и марки указали.
Хороших вам поездок!:)
Спасибо за отзыв! Рад, что статья оказалось полезной. И вам хороших поездок! 😉
Про козырёк улыбнуло. По мне так "для защиты от пыли, брызг и солнца" НЕОБХОДИМО изпользовать очки. Хотя бы элементарный stayer за 200 рублей. Потому как катание превращает глаза в пылесборники. А козырёк лишь уменьшает обзор бокового зрения, особенно в случае наклона головы.
Ну очки - это уже немного другая тема. Многие, например, не могут использовать нормальные защитные очки ввиду того, что и так вынуждены носить обычные очки. Да и бывают ситуации, когда очки больше мешают, чем помогают. Например выехал днём в тёмных очках, а возвращаешься уже по темноте, не все ведь возят с собой стёкла на смену, да и не для всех очков они есть. Ну а в целом от козырька пользы не очень много, а обзору действительно мешает, но кому-то нравится...
По шлемам:
Не думал, что есть деление между КК и шоссейными. Очень похожи.
При выборе внешне по нраву могут стать несколько, а покупаешь тот, который подходит по форме головы 🙂
Спасибо за информацию. У меня иная немного проблема - большая башка, так что не каждый 62-й размер налазит.. Так что не до выбора - хоть что-то бы найти. Вроде у Casco намерял модель подходящую, но - 4200. Единственное что смущает - по бокам (над ушами) есть зазор, т.е. неплотно немного. зато лоб и затылок не жмет
Пожалуйста. Над ушами обычно всегда есть зазор, главное, что лоб и затылок закрыт...
больше порадовал Фуллфейс D
спасибо за информацию, удобно читать обо всём в одном месте.
Пожалуйста! Рад, что оказалось полезно 😉
Шлем очень нужная вещь, в прошлом году разбился был бы шлем отделался бы только выбитыми зубами а так получил сотрясение, вмятину в голове, содранную кожу со лба до носа, выбитые зубы и красивый шрам во весь лоб 🙂 .
Так что покупайте шлем и носите.
Теперь всегда езжу в шлеме.
Одно дело когда родители не дают денег на экипировку. И совсем другое, когда катальцев в шлемах считают хлюпиками, да и голова потеет в нём. Ну его. Также считал и Михаэль Шумахер потихоньку катаясь на лыжах с гор без шлема. А зачем? Я же крутой, всё под контролем. Результат теперь знают все и больше примеров надеюсь приводить не нужно. А вы точно знаете, что сегодня или завтра на покатушке с вами ничего не произойдёт?
Шумахер вроде как был в шлеме, насколько я помню, просто удар был очень сильный. А так да, согласен. Порой даже смешно видеть товарищей в наколенниках-налокотниках, но в кепочке. Башка-то что, в неё мы просто едим, вот ноги — да, ими крутим, значит надо беречь 🙂
А что если я вместо велошлема типа fullface надену обычный шлем для мотокросса, разницы же большой нет?
Честно говоря не специалист по фуллфейсам 🙂 Мне кажется, что шлем для мотокросса тяжелее, возможно у него похуже вентиляция. Но да, вероятно он прочнее.