Ещё совсем недавно в среде велолюбителей, шоссейный велосипед встречался довольно редко, был чем-то особенным, вызывал удивление и некоторое недоумение. Зачем? Ведь есть горный велосипед, на котором можно ездить везде, ставить широкую резину, багажник, возить грузы. Хотя, конечно же шоссейный велосипед появился гораздо раньше маунтинбайка и был его прародителем. Наши деды и отцы ездили на Colnago, Старт-Шоссе, Туристах, Спортах и может быть только понаслышке знали о зарождающихся на Западе MTB, с приходом которых в Россию, популярность шоссейников резко упала. Какая же на самом деле причина такой низкой популярности шоссейных велосипедов в России, сказать сложно. Плохие дороги, короткое лето или просто большая популярность MTB, наводнивших российский велосипедный рынок в 90х? Наверно всё вместе.
Сейчас, последние несколько лет, можно наблюдать сильное увеличение интереса к шоссейным велосипедам среди обычных любителей, даже достаточно далёких от гонок и спорта. На многих известных велосипедных форумах появляются сообщения с вопросами о выборе шоссера. Задача этой заметки - небольшой вводный экскурс для новичков, ознакомление с шоссейниками и некоторыми особенностями езды на них. Прочитав эту статью, возможно, вы сможете определиться нужен ли вам шоссер или же он будет просто недешёвой игрушкой для пары выездов за сезон...
И так, что из себя представляет современный шоссейный велосипед
Как и полагается велосипеду - руль, рама, колёса, педали, седло 🙂 Но есть особенности. Отличительная черта шоссейного велосипеда, по которой его привыкли многие отличать - так называемый руль-баран. Вилка на шоссейном велосипеде может быть только жёсткой. Диаметр колеса - 622 мм или 700C, у горного - 26" или 559 мм. Передние звёзды у шоссейника больше чем у горного, их как правило две. Чаще всего встречаются 53-39 или 50-34 (т. н. компакт). Реже встречаются тройные системы. Тормоза так же имеют отличие от привычных для МТБ вибрейков, здесь используются специальные шоссейные тормоза "клещи". На современных шоссейниках тормозные ручки совмещены с манетками. На более старых образцах, манетки могут быть отдельно на раме, что конечно не так удобно и требует некоторой сноровки.
Теперь немного подробнее
Рама
Как и другие современные велосипеды, большинство доступных шоссейных рам изготавливают из алюминиевых сплавов. Они достаточно жёсткие, лёгкие и прочные. Встречаются комбинированные рамы с использованием алюминия и карбона. Геометрия шоссейной рамы отличается от горного велосипеда. Более короткий задний треугольник, классическая шоссейная рама практически не имеет завала верхней трубы назад. Существуют слопинговые рамы, напоминающие MTB. На некоторых рамах присутствуют крепления для багажника, но это встречается редко, да и смысл сомнительный.
Вилка
На шоссейные велосипеды устанавливают только жёсткие вилки, никаких амортизаторов быть не может. Карбоновые и алюминиевые вилки наиболее распространены на сегодняшний день. Стальные и титановые встречаются очень редко.
Руль
"Руль-баран" - визитная карточка шоссейника. Такой руль очень удобен для длительных поездок по шоссе. Его достоинство в том, что он обладает разнообразными вариантами хватов, которые можно чередовать в зависимости от условий поездки.
Колёса и покрышки
Как говорилось выше, диаметр шоссейного колеса - 622 мм или как ещё принято обозначать 700C. Существуют различные варианты колёс. От обычных на 32-36 спиц, до дорогих карбоновых с аэродинамичными плоскими спицами и высокопрофильными ободами.
Покрышки на шоссейник устанавливают узкие и гладкие. Самая распространённая ширина 23-25 мм., но для наших дорог можно рекомендовать и 28мм. Последние могут подойти не к каждой раме, учитывайте это при выборе. Некоторые рамы позволяют устанавливать даже узкие кроссовые покрышки, а у других 25 может быть пределом.
Для чего нужен шоссейник?
Стихия шоссейника, как и следует из его названия - гладкие асфальтовые дороги. Если вы планируете приобрести его для перемещения по городу, по делам и на работу, то стоит хорошенько об этом подумать. По опыту можно сказать, что для езды по городу с интенсивным движением, учитывая все наши условия, шоссейник подходит не самым лучшим образом. Перемещаться на нём в большинстве случаев можно только по проезжей части. Узкие покрышки не позволят как на байке часто заезжать и съезжать с бордюров, ездить по грунту и сильно замусоренным участкам. Шоссейные тормоза-клещи менее эффективны чем V-brake или дисковые тормоза, поэтому для экстренного торможения требуется некоторая сноровка и привычка.
Но если вы любите длительные велосипедные пробеги на 100 и более километров, бреветы, то шоссейный велосипед действительно для вас. Встать спозаранку, пока на дорогах мало машин, закинуть за спину маленький рюкзачок и погнать шоссер через утренний туман на сотню-другую, ощущая его лёгкость, которая после байка порой просто пьянит. Вот это его тема - быстрая, длительная езда с минимальным количеством остановок.
Шоссейный гибрид
В качестве дополнения хочется рассказать о появившемся не так давно типе велосипеда — шоссейных гибридах, которые уже успели завоевать своих сторонников. В чём отличия шоссейного гибрида, какие плюсы и минусы, для чего его лучше всего использовать?
Рама шоссейного гибрида обладает более длинным задним треугольником, бОльшим грязевым просветом. На таких велосипедах устанавливается жёсткая вилка, тормоза v-brake или дисковые. По умолчанию могут стоять обычные шоссейные колёса и узкие покрышки. Но так же есть возможность поставить более широкую зубастую резину для использования на пересечённой местности. Руль на таких велосипедах прямой, манетки как на MTB или могут быть установлены шоссейные для флэт (прямого) руля. Часто можно наблюдать систему типа компакт.
Большой плюс такого велосипеда в его универсальности. Он хорошо едет по шоссе и достаточно уверенно чувствует себя на пересечённой местности с установленными кроссовыми покрышками. Некоторые велосипедисты устанавливают на шоссейный гибрид руль «баран» и получается подобие велосипеда для циклокросса или же туринга.
Но всё же, шоссейный гибрид — это не шоссер и разница в поведении чувствуется заметно. Первые ощущения от шоссейного гибрида будут похожи на МТБ, а вот настоящий шоссейник может показаться по началу диким жеребцом 🙂 Но это дело привычки. По прошествии какого-то времени начинаешь быстро адаптироваться пересаживаясь с байка на шоссер и разница уже не так сильно заметна.
Что в итоге?
В заключении хочется обобщить и сделать выводы. Шоссейный велосипед — отличный выбор для любителей длительных скоростных поездок по асфальтовым дорогам, соревнований. Позволяет развивать и поддерживать большую скорость, даёт почувствовать настоящую лёгкость. Но, как уже было замечено выше, для поездок по городу он подходит не очень хорошо. Поэтому, перед приобретением, хорошенько взвесьте все "за" и "против", продумайте как и для чего вы его будете использовать. Лучший вариант - это взять у кого-нибудь прокатиться. Так же, при отсутствии возможности попробовать, но при наличии байка, вы можете оборудовать последний узкими покрышками сликами шириной 1" и поездить так некоторое время. Конечно это не даст вам ощущения шоссера, но некоторые особенности езды на узких колёсах можно будет почувствовать и сориентироваться. Возможно что такой вариант устроит вас даже больше чем шоссейник и приобретать его особого смысла не будет. Как вариант, можно порекомендовать держать две пары колёс для своего MTB, первую - для всего, вторую - для бреветов и длительных шоссейных рейдов.
Можно ли вставить быстро расстегивающийся замок на цепь шоссейника? Или по каким-то причинам этого делать не следует?
И как часто менять цепь на шоссейнике? Через каждые 2 тысячи?
И у меня частенько сбиваются тормозные лапки и начинают цеплять за обод. Приходиться ослаблять крепление тормоза и подправлять его положение, а потом опять туго закручивать. Это разве нормально? И туго ли нужно прикручивать тормоз к раме?
Хорошая статья. Со всем сказанным согласен. 🙂
Помню, как меня все отговаривали покупать шоссейник. Но прошел год, я плюнул на все предрассудки и купил его себе. Теперь только на шоссейнике и езжу. 🙂
Замок вставлять можно, а почему нет. Раз на байке можно, то тут нагрузка не больше... Частота замены цепи зависит от её модели, условий использования и стиля езды. Недорогие цепи, как правило, ходят около 1500-2000км. Более дорогие модели могут ходить дольше. Для измерения вытяжки цепи существуют специальные инструменты вроде этого http://www.ukbikestore.co.uk/product_images/Medium/QKCC3C%3BWarehouse%3BWarehouse.jpg
Так же есть метод определения износа цепи по линейке http://realbiker.ru/Chain.shtml#%D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%81%20%D1%86%D0%B5%D0%BF%D0%B8.
Слишком туго (намертво) закручивать тормоз не надо. По идее должна быть возможность подгибать его руками.
Благодарю.
А чем почистить обода и колодки? А то плохо тормозить стал велосипед. У меня спирт есть. Спиртом можно?
Спиртом можно. Но вообще обычно воды хватает 🙂
Не согласен с тем, что шоссейник плохо подходит для езды по городу, всё от привычки зависит. Я вот и тренируюсь, и по городу езжу, и даже на работу, когда работа позволяет. И так уже много лет.. Помню, как только появился у меня первый шоссейник, ещё старт-шоссе в ту пору, ни на каком другом типе велосипедов ездить больше нет желания.
На счет того, что на шоссейнике можно ездить только по гладким дорогам, это вопрос спорный. Предлагаю посмотреть небольшое видео и составить свое мнение. На видео, следует оговориться, карбоновые велосипед:
http://www.youtube.com/watch?v=5z1fSpZNXhU
:-)))
Ездить-то конечно можно везде. Знаю людей, которые ездили на шоссейнике чуть ли не в болотах. Кстати, в случае полоного отсутствия дороги, с ним даже удобнее — легче тащить на плече 🙂 Сам поездил на разных шоссейниках, шоссейных гибридах, байках. По разным дорогам, даже успел несколько лет погоняться и на шоссе и XC. Но после всего этого я всё равно выбираю МТБ 🙂 Это, так сказать, просто моё ИМХО и ничего более. Кому-то нравится ездить по городу на шоссере и кажется это удобным. Я также много ездил на шоссере по городу, но пересаживаясь на байк чувствовал себя увереннее. Несколько лет назад я продал последний шоссер Fausto Coppi и конечно при случае постараюсь что-нибудь собрать, иногда всё же хочется ощутить лёгкость, которая есть только у шоссера. Впрочем, сейчас так редко получается нормально куда-то выезжать, что уже даже и всё равно на чём, главное чтобы выехать 😉
согласен со статьёй. месяц назад купил байк Старт Шоссе за 100 гривен. супер!!! причём мне улучшенный достался. так мне другой и не нужен!
Допустим,что на шоссейнике можно ездить по городу,тогда вопрос - какой фирмы купить шоссейник который полегче был бы,надежней,в общем самая лучшая фирма или фирмы Вес 7-9 кг...
Хорошая статья, вот и я задумался о создании для себя шоссера или гибрида. Но, хочу собрать именно синглспид, тоже очень интересная тема. Про фикс, коих в Питере стало все больше и больше умолчу, так как на прямой передаче и без тормозов, как таковых, в городе это экстрим...
спасибо автору, очень грамотно все изложил. правда есть некоторые нюансы, на мой взгляд, шоссер - по моему мнению должен быть у байкера вторым велосипедом (или первым если угодно), но после горного вела Вам по любому захочется скорости, есть еще немало нюансов, таких как экипировка шоссейника, не пойдет не обычный рюкзак, не обычная обувь... Но могу сказать так - оно того стоит...
http://vk.com/solidov
Шоссер - уникальный велосипед , вершина вершина велосипедной эволюции. В своих путешествиях по Китаю насмотрелся такого бездорожья. Мои виеоролики на на ютуб: VeloAs1000.
Спасибо, очень интересно! Предлагаю Вам написать статью-отчёт от Вашем путешествии для нашего сайта, думаю многим будет очень интересно. Туда же добавлю и видео.
К сожалению не вел путевого дневника,планирую в будущих пробегах не ограничиваться видеодневником.
Буду рад пропаганде велотуризма на вашем сайте,спасибо за оценку материала.
Спасибо! В ближайшее время размещу ваши видео здесь.
Вот хочу пересесть на шоссер, до этого 7 лет откатал на горных, но волнуют несколько вопросов:
- как он держится на дороге в дождь?
- легко ли прокалываются колеса?
- и по-поводу "восьмерок" хотелось бы узнать...
Подскажите плиз)
Пересесть совсем — это не совсем верно, на мой взгляд. Всё же шоссер не заменит байк.
Поведение в дождь сильно зависит от резины. Конечно, при резком торможении срывается в юз довольно легко. Что при спокойной езде не является столь критичным.
Прокалываемость также зависит от покрышек, их качества и давления. Совсем дешёвые покрышки колятся довольно легко. Если взять что-то более дорогое с антипрокольным слоем, то и эффект будет другой. Также нужно вбивать рекомендуемое давление, хорошо набитая покрышка более устойчива к проколам.
Что касается восьмёрок, то здесь всё зависит от колёс и манеры езды. Сейчас модны малоспицевые вилсеты. Лично я больше доверяю классическим колёсам с набором 28, 32, 36 спиц, для наших дорог они более предпочтительны, чем ультралёгкие гоночные.