Перейти к содержимому

26″, 27.5″, 29″, а может 69?

Лет 10-15 назад всё было несколько проще. Диаметр колёс обычного горного велосипеда составлял 26”, а среди байков экстремальной направленности популярностью пользовались 24”. Позже появились МТБ на 29” колёсах, такие велосипеды ещё называют «найнер» или «бигфут». Ну а ещё немного погодя все производители стали выпускать модели с 27.5” колёсами. Также некоторые искушённые энтузиасты стали собирать байки в формате “69”. “69” — сзади 26” колесо, а спереди 29”. Зачем такая странная комбинация, для чего столько разных размеров и как в них не запутаться, — об этом мы поговорим в этой статье.

26”

Колёса данного размера использовались на горных велосипедах с незапамятных времён и именно с ними до сих пор ассоциируется классический МТБ у людей, которые в седле не первый десяток лет. Многие годы считалось, что 26” колёса обладают оптимальными характеристиками для езды как по дорогам, так и при их отсутствии. Достаточно хороший накат, запас прочности, огромный выбор покрышек (на тот момент). Казалось, что большего и не пожелаешь, всё и так хорошо. 26” был своего рода стандартом и данностью. Но время не стоит на месте, велосипедные технологии развиваются, вместе с этим наступает насыщение рынка. На данный момент можно констатировать практически полное завершение эры 26” маунтинбайков. Большинство производителей ободов, покрышек, вилок и рам существенно сократили выпуск продукции для данного размера колёс, ну а о выпуске новых моделей и говорить нечего. В отношении новых велосипедов, данный диаметр колёс продолжает быть актуальным для двух довольно узких ниш — нижнего ценового сегмента и фэтбайков. Прямым же приемником 26” стали колёса диаметром 27.5”.

27.5”

Многие велосипедисты со стажем весьма скептически отнеслись к данному размеру. Одни называют это чистой воды маркетингом, другие всё же соглашаются, что 27.5" едут лучше, а 26” после них как-то уже не то. На самом деле всё это очень субъективно и зависит от многих факторов: от физического состояния человека в конкретный момент, его навыка педалирования, веса райдера, веса велосипеда, ободов, покрышек, камер, давления в них и т.д. Если подходить с научной точки зрения, то бесспорно у 27,5” колёс, благодаря чуть большему диаметру, т.н. угол атаки меньше, чем у 26”. Это значит, что при встрече даже с незначительным препятствием, большее по диаметру колесо будет преодолевать его легче, нежели меньшее. По сравнению с 26” колесом, у 27.5” угол атаки меньше примерно на 4°. Ощутите ли вы эту разницу в реальности? Однозначного ответа дать не могу, поскольку всё очень индивидуально. Но, если вы решили купить новый велосипед хорошего уровня, то среди современных моделей 26” вы уже не встретите, большинство из них полностью перешли на 27.5”.

 

27.5”+

Не могу обойти стороной эту довольно интересную размерность колёс. Такие велосипеды можно отнести к новому классу полуфэтбайков. Всё же настоящий фэтбайк — аппарат весьма специфичный и ежедневное его использование выглядит довольно сомнительным. Не каждый готов потратить довольно внушительную сумму на велосипед, который будет использоваться несколько раз в году. 27.5”+ призван решить эту проблему и позволяет построить гораздо более универсальный байк для круглогодичного использования в различных условиях. Такие велосипеды подразумевают установку покрышек шириной 2.8-3.0”, что в результате даёт диаметр близкий к 29”x2.2”, но с весьма внушительной шириной. Если вас заинтересовали велосипеды такого формата, то я рекомендую обратить внимание на продукцию известный фирмы Marin, в частности на модель Pine Mountain.

29” (найнер, бигфут)

Просто поставьте рядом 26” и 29” колесо. Чтобы увидеть разницу вам не придётся напрягать зрение, она видна даже на большом расстоянии. В случае найнера угол атаки уменьшается ещё примерно на 2° по сравнению с 27.5”, а рядом с 26” это уже все 6°. На 29” колёсах передвигаться ощутимо комфортнее. Они лучше преодолевают различные препятствия, выбоины, ямки, соответственно и чувствуете вы их несколько слабее. Также 29” позволяют развивать и поддерживать более высокую скорость и требуют меньшего усилия для её поддержания. Найнер обладает большим клиренсом, т.е. кареточный узел находится выше, чем у велосипедов с меньшим диаметром колёс, что помогает преодолевать препятствия, например, поваленные деревца, высокие бордюры, камни и т.д. К недостаткам найнеров можно отнести то, что некоторым они не нравятся внешне, а также такие велосипеды не очень хорошо подходят людям с небольшим ростом. В общем-то и недостатками это особо не назовёшь. Что касается истории возникновения данного размера колёс, то многие думают, что они появились году в 2007-2008. На самом деле первые образцы 29” байков были выпущены задолго до этого, аж в самом начале 90х годов. Первые опытные модели изготовили известные мировые производители — Bianchi и Klein. Но тогда дело не задалось ввиду отсутствия поддержки производителей компонентов: вилок, покрышек и ободов. Так что их триумф был отодвинут на многие годы вперёд. Таким образом 29” также можно по праву считать классикой МТБ, хоть и не такой известной, как 26”.

69

Вам хочется разнообразия и новых ощущений? В таком случае “69” — это для вас! Нет-нет, не подумайте, я не говорю о какой-то пошлости. “69” означает 26”(сзади)+29”(спереди). Странное решение? Ну, немного да. Велосипед такой странной конфигурации одно время выпускала широко известная фирма Trek. Он так и назывался — Trek 69. В то время это был своего рода фрик среди велосипедов или франкенбайк (от Франкенштейн). Действительно, конфигурация весьма странная, особенно для того времени (год 2007-2008) на фоне классических XC байков. Только вдумайтесь: хардтейл, синглспид, массивная двухкоронная вилка, да ещё и колёса разные. Какой-то уродец, правда? Хотя мне нравится, я вообще люблю странные байки, с удовольствием себе заимел бы такой 🙂 Что касается реального смысла в одновременном использовании колёс разного диаметра, то я могу здесь усмотреть лишь то, что переднее 29” колесо обеспечивает лучшее прохождение препятствия на скорости, а заднее, меньшее, дополнительно «заваливает» геометрию байка назад и само по себе является более прочным. Ну и конечно же, внешний вид вне конкуренции 🙂 Правда вот возить с собой камеры двух размеров не очень удобно.

Так всё же, что выбрать, 26”, 27.5”(+), 29”?

Как мы уже с вами разобрались, на сегодняшний день велосипеды с 26” колёсами представлены лишь в самых бюджетных вариантах или среди фэтбайков. Если у вас уже есть велосипед на 26” колёсах и вы думаете его менять, то уж точно не стоит этого делать ради 27.5”. Не нужно бояться, что скоро из продажи исчезнут 26” покрышки, обода или камеры. Да, топовых моделей уже ждать не приходится, но если вы не гонетесь за весом или понтами, то катайтесь себе спокойно на том, что имеете. Если есть тяга к широким колёсам, но фэтбайк не устраивает, то можно посмотреть на 27.5”+, думаю, такие велосипеды вам наверняка понравятся. Ну а я могу рекомендовать велосипеды на 29” колёсах. По моему мнению данный размер является наиболее перспективным. Отличная проходимость, хороший накат, больший комфорт на неровностях, при этом широкий выбор покрышек, ободов, вилок, ну и, конечно же, самих велосипедов. Но вообще, главное, чтобы вам велосипед нравился, а 26”, 27.5”, 29”, да хоть 69 франкенбайк, — это уже не так важно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *