Многие начинающие (и не очень) велосипедисты считают, что контактные педали нужны профессионалам, а им, любителям, они совершенно ни к чему и обычных педалей-платформ (топталок) вполне достаточно. Но, тем не менее, последнее время можно наблюдать возрастание интереса к контактным педалям и в кругу велотуристов-любителей. Большинство тех, кто скептически относился к контактным педалям, попробовав ездить с ними, пересматривают своё мнение, убедившись в их эффективности. Давайте немножко войдём в курс дела, узнаем что представляют из себя контактные педали, какие у них преимущества и недостатки, и для чего они вообще нужны.
Если в вашей семье папа или дедушка увлекался велоспортом и в кладовке завалялся старенький велосипед Старт-Шоссе, то посмотрите на него внимательно, возможно вы заметите там на педалях устройства с ремешками, именуемые туклипсами. Ну а если повезёт, то и найдёте специальные велотуфли с металлической пластинкой (шипом) на подошве. Туклипсы и сейчас используются в трековых гонках, а также некоторые велосипедисты старой закалки продолжают ездить с ними.
Основная задача туклипс - обеспечить лучшую фиксацию ноги на педали, тем самым сделать возможным равномерное или, говоря иначе, круговое педалирование, что в свою очередь значительно повышает эффективность езды. Но, с точки зрения безопасности, туклипсы плохо подходят для повседневного использования. Для получения полного эффекта, ремешки нужно затягивать довольно сильно, но при этом выдернуть ногу в экстренной ситуации будет уже совсем не просто.
Задача контактных педалей такая же - увеличение эффективности педалирования путём фиксации ноги на педали. Но при этом они не требуют затяжки ремешков и при наличии навыка ногу можно освободить всегда довольно просто, повернув пятку в сторону. После некоторого привыкания, контактные педали можно без особых проблем использовать в любых условиях, будь то город, шоссе или сильно пересечённая местность.
Очевидно, что для контактных педалей нужна специальная велообувь. Существует множество разных моделей велосипедной обуви. Есть дорогие гоночные велотуфли с жёсткой карбоновой подошвой, а есть совсем простые, на вид больше напоминающие обычный кроссовок и подходящие даже для ходьбы. На подошве велосипедного ботинка есть крепление, к которому прикручивается шип, с помощью которого и осуществляется встёгивание ботинка в педаль.
Контактные педали, как и обувь для них, различаются по назначению: шоссе и МТБ. В свою очередь МТБ педали можно разделить на несколько типов: кросс-кантри, прогулочные и для экстримальных дисциплин. В кросс-кантрийные педали вы можете всёгиваться с любой из сторон. Чаще всего они бывают двухсторонние, но существуют и такие, где маханизм распорожен с четырёх сторон (Crank Brothers). Прогулочные, как правило, имеют односторонний механизм, вторая сторона при этом выполнена в виде обычной платформы (топталки). Контактные педали для экстрима похожи на кросс-кантрийные, но при этом вокруг механизма имеется широкая рамка (платформа), увеличивающая площадь контакта с подошвой. Педали и обувь для МТБ подойдут всем любителям как для шоссе, так и для внедорожных или городских поездок, они весьма универсальны.
У шоссейных вело обуви почти гладкая, жёсткая подошва, к которой крепится довольно массивный шип, что обеспечивает бОльшую площадь контакта с педалью. В такой обуви ходить очень неудобно и она больше подходит для спортсменов и марафонцев, кто редко спешивается для осмотра достопримечательностей, а преследует несколько иные цели.
Существует несколько стандартов контактных педалей: SPD, LOOK, Crank Brothers, Time. Самый распространённый и часто используемый большинством велосипедистов тип педалей - MTB SPD. Педали Shimano весьма надёжны, обладают большим ресурсом, они хорошо работают в грязи/снегу и достаточно легко обслуживаются/регулируются (при наличии некоторого навыка).
Итак, мы определили, что контактные педали - штука хорошая. Они помогают велосипедисту педалировать максимально эффективно, что позволяет меньше уставать, быстрее и дольше ехать. Ещё одно немаловажное достоинство контактных педалей заключается в том, что встегнувшись в них, вы как бы сливаетесь с велосипедом в одно целое и гораздо лучше чувствуете его, что сказывается на управлении. Особенно это хорошо ощущается на пересечённой местности, где постоянно приходится маневрировать привставая, перебираться через разные неровности, совершать небольшие прыжки с отрывом заднего колеса.
Теперь давайте поговорим о том, какие педали и обувь приобрести человеку, решившему начать ездить на контактах. И вообще, как лучше начать на них ездить. В качестве варианта контактных педалей на каждый день, могу рекомендовать Shimano M-520 и M-540. Эти педали отличаются осью, а в остальном механизм абсолютно одинаковый. Стоимость таких педалей - ориентировочно около 1300 и 2000 рублей.
Ещё один важный момент - это выбор вело обуви. Выбирая велосипедную обувь вы должны определиться, в каком стиле вы собираетесь кататься. Если вы любите активную езду, не часто спешиваетесь и не много ходите, то лучше обратить внимание на гоночные модели велотуфлей. Они жёсткие, лёгкие и обладают хорошей вентиляцией. Но если же напротив, вы любите осматривать достопримечательности, ходить с велосипедом пешком по лесу, то вам нужно обратить внимание на велообвуь туристского характера. Такие велотуфли на вид больше напоминают кроссовки или треккинговые ботинки. Они выглядят более обыденно, их подошва не такая жёсткая, но зато и для ходьбы по всяким неровностям они подходят гораздо лучше. Впрочем, про обувь мы поговорим в отдельной статье, а сейчас давайте вернёмся к контактным педалям.
И вот, у вас в руках небольшая коробочка, а в ней две новенькие блестящие педальки. Первом делом их надо установить. Если вы собираетесь делать это самостоятельно, то вам потребуется: педальный ключ и густая смазка (например тюбик Weldtite с тефлоном). Откручивать педали у велосипеда нужно против движения, независимо от стороны. То есть: слева вы откручиваете по часовой стрелке, а справа - против часовой. Перед тем как приступить к прикручиванию, очистите резьбу в шатуне от грязи и старой смазки, на резьбу педали нанесите немного смазки и аккуратно заверните педаль от руки. Усилие при этом не требуется, будьте осторожны и убедитесь, что попали в резьбу. В противном случае алюминиевая резьба шатуна может быть повреждена. После того, как закрутили до конца от руки, используйте ключ. Наваливаться на него всем весом нет необходимости. Просто приложите некоторое усилие и убедитесь, что педаль надёжно зафиксирована.
Теперь педали на месте, велосипед сразу как-то преобразился, стал выглядить что-ли как-то профессиональнее и преодоление пары сотен километров за раз уже кажется не такой непосильной задачей 🙂
Чтобы уверенно чувствовать себя с контактными педалями, к ним необходимо привыкнуть и довести встёгивание/выстёгивание до автоматизма. Не спешите сразу ехать на улицу, поставьте велосипед к стене, сядьте на него и потренируйтесь встёгиваться и выстёгиваться. Обратите внимание, что большинство моделей педалей позволяют регулировать усилие, требуемое для выстёгивания. Многие опытные велосипедисты затягивавают механизм довольно сильно, чтобы обеспечить более надёжную фиксацию ноги при силовом педалировании. Но, поскольку вы ещё только привыкаете к контактам, рекомендую ослабить их до максимума и первое время поездить так, пока не привыкните. Дальше регулируйте по ощущениям.
Во время первых выездов будьте особенно внимательны, особенно находясь на проезжей части. Старайтесь всегда держать в голове, что теперь вы едете не на топталках и при остановке нужно обязательно выстегнуться. Привыкание к контактным педалям не займёт много времени и уже через неделю активной езды вы не будете тратить лишних усилий на то, чтобы выстегнуть или поймать педаль при начале движения.
Всех с приближением весны и тёплого попутного ветра вам!
Есть какие-то практические преимущества у Look перед SPD?
У меня на шоссере стоят SPD, потому что уже были к ним туфли. Есть смысл менять все это счастье на LOOK. В чем будет выигрыш?
Вы имеете ввиду SPD-R или обычные МТБшные SPD? Если МТБ, то, конечно, разница будет сильно заметна. А если сравнивать с SPD-R, то, на мой взгляд, и те, и другие весьма хороши. И опять же, о каком выигрыше идёт речь? 🙂
Лично для себя я определил, что мне удобнее всего ездить на МТБ контактах как на байке, так и на шоссере.
такие, как на первой картинке. Это спд или спд-р?
Вопрос чисто практический. Есть ли смысл менять? Сейчас есть педали и туфли к спд, которые, в принципе, всем устраивают, но... Если решиться на апгрейд, то это вливается в копеечку, поэтому хотелось бы как-то эти траты самому себе аргументировать.
На первой картинке самые распространённые МТБшные 540 педали, которые мне нравятся больше всего и устраивают по всем параметрам. Шоссейные педали хороши для тех, кто встал на шоссе и пошёл без особых остановок сотню-другую километров. Если планируются какие-то остановки, осмотр интересных мест, то они категорически не подходят, т.к. ходить в шоссейных туфлях очень сложно - шип сильно торчит. Так что тут надо определиться как и где вы катаетесь 🙂
Получается, что у спд-р, спд-сл, лууков вобще никаких преимуществ нет?
В спд я тоже - встал и пошел. + остановился и прогулялся.
Почему же нет. У шоссейных педалей есть свои преимущества на шоссе. Они лучше фиксируют ногу, у них бОльшая площадь контакта с ботинком, что тоже сказывается на педалировании, опять же вес... Плюс многие шоссейные велотуфли обладают значительно лучшей вентиляцией, чем МТБ, что очень актуально в жаркий летний день. Если вы ставите перед собой цель передвигаться по шоссе на хорошей скорости и на большие расстояния, участвовать в гонках, то шоссейные педали в этом будут неотъемлемой деталью. Если ваши поездки ближе к туризму или вы много ездите по городу и часто вынуждены спешиваться, то скорее наоборот, будут создавать неудобства.
Нет, смысла нет, ездите на SPD, поскольку эта разница как "NNN или SNS".
я читал статью и только после этого сел писать свой вопрос.
Аргумент про "больше площадь == лучше педалирование" - не очень-то и убедительный, принимая во внимание все разговоры о том, какая же замечательная жесткая подошва у вело-туфель.
Про вентиляцию ничего сказать не могу. Бюджетные шимановские туфли длс спд и спд-сл (из декатлона) ничем не отличаются в плане вентиляции. Что там у про моделей - понятия не имею.
спд-сл (р) действительно легче чем спд?
Удобство спд при ходьбе - это явное преимущество спд перед всеми остальными. Зачем этим преимуществом жертвовать? Ради чего?
Единственноя проблема, с которой я столкнулся, катаясь в спд - это нога затекает в месте крепления педали. Помогут ли мне, в этом случае, другие педали - мне сказать очень сложно, а знать заранее очень хотелось бы - перед тем как выкладывать деньги за новые туфли + педали.
Ладно, я, на самом деле, не спорить сюда пришел, а за попыткой найти ответы на вопросы, которые давно меня мучают. На многих форумах обсуждение педалей тоже упирается в мало-информативную фразу: "Вкручиваешь - шоссейные, спешиваешся - спд"
Подождем человека в сети, кто все на своей шкуре перепробовал и нам расскажет 😉
Ну это так и есть, основное преимущество шоссейных контактов заключается в лучшей фиксации и большей площади опоры. Ведь здесь не может быть никакого волшебства. Что касается веса, то пара МТБшных M-540 весит 352 грамма, R-540 - около 330, разница в общем-то незначительная. При этом Look Keo Classic весят 270 грамм.
Жертвовать ничем не нужно, просто каждый выбирает педали под свои задачи. Если человек спортсмен, ему важен результат и он не увлекается туризмом, то для него выбор вполне очевиден.
То, что у вас затекает нога - это не проблема самих педелей. Вероятно причина в неправильно установленном шипе. По уму он должен стоять так, чтобы косточка большого пальца (там, где он начинается) была над осью педали. Но у каждого человека есть свои особенности, поэтому можно попробовать чуть подвинуть шип и сравнить ощущения.
На самом деле, я думаю, что не стоит мучаться этим вопросом, он не столь серьёзный 🙂 Лично я ездил на МТБ SPD и шоссейных LOOK. Мой выбор как на шоссе так и на байке - SPD. В Look'ах мне ездить понравилось. Встёгиваешься и чувствуешь, что нога стоит жёстко и нет никакого свободного хода, как у МТБ. У меня были не очень дорогие шоссейные туфли, но и у них была хорошая вентиляция подошвы, что очень радовало. На топовых МТБ туфлях Diadora никакой вентиляцией подошвы и не пахло, что в общем-то и не удивительно, на то они и МТБ. Но поскольку я довольно много перемещаюсь по городу, люблю остановиться, походить и что-нибудь посмотреть, то шоссейные педали и туфли мне были совершенно не удобны.
Возник закономерный вопрос! Если при подъеме маленько сил не рассчитал,и вот-вот в обратку покатишся-много-ли шансов успеть отстегнуться?!!!! И если при приземлении закосепорил,и собствеенно уже летишь-то велос соответственно летит к тебе пристегнутый.....ой...
При наличии некоторой привычки, проблем с выстёгиванием в экстренной ситуации быть не должно. Главное по началу стараться всегда держать в голове, что встёгнут. Что касается падений, то, как правило, происходит выстёгивание, для этого не требуется большого угла поворота стопы. Ну а когда появится привычка, то при любом намёке на падение всё это будет на уровне рефлекса.
А если при передвижении по городу, где часто приходится оттормаживаться а то и останавливаться вовсе, одну ногу держать не пристегнутой к педали?
Лично для меня, езда с не встегнутой ногой к педали на много опаснее, чем риск не успеть выстегнуться в нужный момент. Не пристегнутая нога имеет плохой контакт с контактной педалью, легко может соскочить... Поэтому мое мнение - на контактах всегда нужно стараться ездить со встегнутыми обеими ногами.
А есть возможность присобачить крепления к обычным кроссовкам, или к какому-то утепленно-зимнему варианту обувки?
К обычным кроссовкам смысла нет ввиду их слишком мягкой подошвы из-за чего будет теряться весь смысл. Существует специальная зимняя вело обувь. Хотя она и не дешёвая. Ну а так, вот, как вариант 🙂 http://img-fotki.yandex.ru/get/5633/133547899.16/0_a7f43_c9a605d6_XL.jpg