Каждое время года по-своему прекрасно! С этим не поспоришь. Мы давно уже не считаем велосипед исключительно летним развлечением, но по-настоящему универсальным, всепогодным и всесезонным транспортным средством. Использование маунтинбайка конечно же сильно облегчает в этом плане жизнь велосипедиста. Шоссейные рейды - это дело середины-конца весны и до середины осени. После, с выпадением снега, ездить по шоссе становится не очень приятно, начинают сыпать дорогу всякой гадостью очень вредной для велосипеда, появляется снежно-грязевая каша и прочие неблагоприятные условия. Но не стоит расстраиваться, ведь начинается новый зимний велосезон со своими интересными моментами. Ведь как прекрасно ехать по тропам заснеженного леса, вдыхать морозный воздух, слушать тишину и шуршание снега под колёсами!..
Начнём рекомендации с обмундирования.
Во что одеться зимой?
Как же правильно одеться зимой, чтобы катание было действительно в удовольствие, а не во вред? Слишком холодно - плохо, слишком тепло - тоже мало хорошего. На многих известных велофорумах эта тема много раз поднималась и обсуждалась, рекомендуем также пройтись и ознакомиться с ними. Здесь хочется обобщить всё прочитанное и кратко изложить, дополнив личным опытом и наблюдениями.
Обувь
Когда вы идёте, ступни ног постоянно работают и холода особо не чувствуется даже в не очень тёплых кроссовках и тонких носках. При езде на велосипеде, ступня лишена такой подвижности, что и служит причиной замерзания. Это нужно учитывать и правильно подбирать обувь. Многие велосипедисты предпочитают использовать зимой педали-платформы (топталки) и треккинговую обувь с термоносками. Это конечно же верный подход и ноги в этому случае сильно мёрзнуть не будут. Если вы не хотите расставаться с контактными педалями и на зиму, то тут придётся подумать как лучше быть с утеплением.
Во-первых, существует специальная зимняя контактная велосипедная обувь фирм Shimano, Lake, SiDi. Большой минус этой обуви - цена. Стоят они от 5-6 тысяч рублей и более, что конечно же далеко не каждому по карману. После хождения по снегу в контактной обуви, можно столкнуться с обмерзанием шипа и соответственно с невозможностью встегнуться в педаль. От чего и приходится стучать подошвой по педали чтобы сбить наледь.
Если вы не планируете очень длительных зимних поездок, а будете кататься по несколько часов, то, как вариант более доступный, можно предложить использовать обычные туристические контактные ботинки. В сочетании с термо или шерстяными носками они смогут сохранять достаточное количество тепла. Но тут всё равно есть свои подводные камни. Сверху ботинок будет держать тепло, но вот подошва может промёрзнуть уже менее чем через час езды. Ведь буквально сразу под стелькой, у большинства моделей велоботинок, находится металлическая пластина, к которой крепится шип, поэтому сколько не утепляй верх, ступня всё равно замёрзнет. Кроме того, через эту пластину может просочиться вода. Обувь вся разная и однозначного решения проблемы нет, можно дать только рекомендации.
Для начала имеет смысл обработать эту пластину силиконовым герметиком, продающимся в хозяйственных и строительных магазинах, чтобы обеспечить непромокаемость обуви.
Вырежте из плотной фольги нижнюю стельку. Вторую стельку рекомендуем изготовить из толстого войлока или из тонкой туристической пенки (если конечно позволяет размер обуви). Конечно это не даёт гарантированного тепла, но как вариант можно попробовать и при возможности как-то доработать по-своему. Всё зависит от конкретной модели ботинок.
Гоночную велосипедную обувь зимой использовать не рекомендуется, из-за многочисленных вентиляционных отверстий. Так же существуют специальные велосипедные бахилы из неопрена или других материалов, которые позволяют хорошо утеплять обувь сверху, но не подошву.
Если всё же во время езды ноги начинают подмерзать, то не стоит доводить до полного замерзания, а рекомендуем пройтись/пробежаться какое-то время пешком.
Тепло ног - это очень важно, нужно всегда об этом помнить. И не стоит злоупотреблять ездой в контактах зимой. Тем более, если вы катаетесь по сильно заснеженному лесу, где часто приходится спешиваться, то контактная обувь постоянно будет забиваться снегом, поэтому имеет смысл использовать топталки.
Самый бюджетный и доступный всем вариант - это утепленные сапоги-берцы. Да, не спортивно, но зато как удобно 🙂
Что одеть наверх?
Не стоит одеваться слишком тепло. Это чревато скорым вспотеванием и, как результат - замерзанием, что очень плохо. Самый лучший вариант - это одеваться слоями. Первый слой - потоотводящий, второй - утепляющий, третий - защищающий от ветра и воды. То есть это может выглядеть примерно так: лёгкая термофутболка, тонкая флисовая кофточка и дышащая мембранная куртка. Вариант не дешёвый и ввиду других трат, быть может, доступный далеко не всем. Так же сейчас в продаже встречаются неплохие велокуртки-термики с виндстоппером по доступной цене около 1500р. В сочетании с тонкой флиской в них очень хорошо ездить. Но если ехать долго и под мокрым снегом, то виндстоппер промокает. На случай дождя и снега рекомендуем иметь с собой ветровку (не обязательно мембранную).
На случай вынужденной остановки рекомендуем возить с собой что-нибудь тёплое. Например более толстую куртку из флиса. Некоторые велосипедисты возят с собой пуховые или синтепоновые тёплые жилетки.
Конечно же совсем не вспотеть не выйдет, поэтому старайтесь не устраивать длительных остановок, поддерживайте разогретое состояние. Особенно неприятно, когда после длительной езды нужно ехать на электричке, а потом опять по улице.
Штаны
Защитить от холода верхнюю часть ног тоже очень важно. Ведь коленные суставы очень чувствительны к изменению температуры, а также есть не менее важные части тела, которые необходимо беречь от холода. Лучший вариант - использовать специальные велорейтузы с виндстоппером. Существуют варианты со стоппером только спереди или с обеих сторон. Конечно же по возможности лучше приобрести штаны полностью из виндстоппера. Если у штанов нет памперса, то рекомендуем поддевать обычные велотрусы с памперсом, это придаст дополнительное тепло. На более холодную погоду сверху велоштанов можно одеть мембрынне или просто ветрозащитные штаны. По опыту можно сказать, что при температуре около -18 - -20 градусов вполне нормально ноги чувствовали себя в обычных велоштанах с памперсом , поверх них штаны со стоппером спереди и сверху старые изорванные мембранные штаны. На более низкую температуру имеет смысл поддевать штаны из флиса.
Также в более холодную погоду можно использовать горнолыжные штаны. Неплохие и бюджетные варианты можно прикупить в таких магазинах как Ашан, Реал и т.п. сети гипермаркетов.
Голова
Под шлем (носить который крайне рекомендуем в любое время года) надевайте подшлемник с виндстоппером. Для более холодной погоды существуют специальные шапки-балаклавы, которые позволяют закрывать голову, уши и шею сразу. Во время сильных морозов используйте специальные горнолыжные маски с виндстоппером.
Некоторые предпочитают использовать зимой фрирайдные шлемы, где нет такого количества отверстий, а те что есть, при необходимости, можно заклеить скотчем или изолентой. В этом случае под шлем можно одевать только полоску со стоппером. Некоторое время сам так ездил.
Руки
Можно использовать специальные зимние вело или лыжные перчатки. Хороший вариант - использование перчаток из флиса или тёплых горнолыжных перчаток. Специальные веосипедные перчатки как правило не особо тёплые и весьма дорогие, а вот обычные из полара можно купить за 200-300 рублей в крупных гипермаркетах. Такие перчатки прекрасно будут выполнять свою функцию.
Как подготовить велосипед к зиме?
Хочется сразу заметить и предупредить, что езда по городу зимой крайне пагубно сказывается на технике, поэтому к её подготовке нужно подходить с умом. Дело всё в соли и реагентах, которыми посыпают дороги и тротуары в городе. Особенно страдают хорошие аммортизационные вилки и привод велосипеда. Как избежать этого? Первый вариант прост - стараться по возможности не ездить по городу в слякотную погоду (хотя слякотная в наших краях она почти всю зиму). Для жителей окраин с этим проще. Как правило сразу можно выехать в какой-то лесопарк или поля. Если случилось ехать по городу, то старайтесь выбирать чистые заснеженные участки не засыпанные солью. Двигайтесь медленно (5-15км/ч.), чтобы из-под колёс ничего высоко не летело и не забрызгивало дорогостоящие компоненты. Если у вас дорогой велосипед, то рекомендуем не использовать его зимой и постараться собрать что-то более простое для повседневного использования.
За городом, на лесных тропах, в полях - всё прекрасно, никакой соли и реагентов, напротив, велосипед останется идеально чистым и ничто ему не повредит.
На сегодняшний день существуют прекрасные велосипедные шипованные покрышки Nokian и Schwalbe, есть и другие производители. Они отлично держат на льду и обладают специальным зимним рисунком протектора, хорошо гребут в снегу. Цена таких шипованных покрышек не мала - от 1.5 - 2 тысяч рублей за штуку и более. Некоторые, в целях экономии, предпочитают ставить одну шипованную покрышку на переднее колесо, а сзади широкую резину с ярко выраженным протектором и хорошими грунтозацепами. В этом конечно же тоже есть смысл. Ну а если совсем финансы не позволяют, то можно использовать на обоих колёсах широкие покрышки с хорошим протектором. Для снега, даже очень укатанного, этого будет вполне достаточно, но помните, при выезде на чистый лёд никакой протектор не спасёт, только шипы! При выезде на скользкие участки (даже на шипах) старайте сохранять максимальную прямолинейность движения, не делайте резких манёвров и торможений.
Думал написать что-то более основательное, но к сожалению время не позволяет и публикую то что есть...
Продолжение следует...