Перейти к содержимому

Велосипедный коммьютинг, на двух колёсах по городу

Что же за такое непонятное слово «коммьютинг», которое периодически можно встретить не некоторых велосипедных сайтах? От «commute» — ежедневная поездка на работу и обратно. Из этого можно сделать вывод, что велосипедный коммьютинг — это не просто катание в своё удовольствие, а использование велосипеда для повседневного перемещения из точки «А» в точку «Б». Ну и конечно же это можно назвать совмещением приятного с полезным 🙂

В этой заметке я ни в коем случае не призываю всех оставить привычные им способы передвижения и полностью пересесть на велосипед. Тем более, что для многих это невозможно, ввиду разных обстоятельств. А может быть и вполне реально?.. Здесь каждый определяется сам и делает выбор в пользу того или иного...

В России вело коммьютинг, к сожалению, пока не так развит, как во многих других странах. Можно сказать, что у нас это вообще явление достаточно редкое. Причин для этого много. Здесь и отсутствие какой-либо вело инфраструктуры в городах — специальных велодорожек и вело парковок, неспокойная обстановка на дороге, и плохая организация дорожного движения. Ну и конечно же, отсутствие велосипедной культуры как таковой. Для большинства наших граждан, велосипед — это летнее развлечение для поездки на пляж, прогулок по даче, в магазин за пивом и т.п., но никак не транспортное средство. Соответственно при виде человека спешащего куда-то по своим делам на велосипеде, особенно в холодное время года, многие покрутят пальцем у виска. При этом, в соседней Финляндии, велосипедом не брезгуют даже люди весьма солидные и пожилые, поездка в магазин на велосипеде зимой для них — вполне обычное дело. Как-то проезжая зимой разные финские городки, наблюдал у многих домов недорогие дорожные велосипеды, которые по всей видимости регулярно используются и в это время года.

Кстати, и у нас, в небольших провинциальных городках и сёлах, где люди не так избалованы, а расстояния поменьше, велосипедом весьма успешно пользуются для перемещения по своим делам... Было дело прошлой весной, проезжали один посёлок в Ленинградской области, остановились у магазина купить воды и что-нибудь пожевать. Вышли, стоим, жуём. Тут к магазину подъезжает бабушка лет 80 на велосипеде типа Аиста или Камы на 20″ колёсах. Всё ржавое, вместо одной педали только ось. Мы её спрашиваем: «Бабушка, а Вам как, не тяжело, по снегу-то?», на что она отвечает: «А я привыкла, пешком тут долго идти буду, а на велосипеде быстрее выходит...». Помазали ей тогда цепь нормальной смазкой и покатили дальше... Или вот люди видели в одном посёлке мужика. Зима, метёт, одноногий мужик с привязанным костылём к раме, на старом дорожнике куда-то едет. И едет он, не потому что ему просто хочется вот сейчас покататься, а потому что нужно ехать, а велосипед для него — самый удобный и доступный вид транспорта, возможно что даже единственный...

По наблюдениям за некоторыми российскими велосипедными форумами, можно сделать вывод, что с каждым годом у людей всё сильнее просыпается интерес к велосипеду, как к транспортному средству. Перемещаться по городу на автомобиле с нынешней дорожной обстановкой становится весьма затруднительно, да и накладно слишком. Шутка ли — налог заплати, техосмотр сделай, страховку купи, бензин залей, техобслуживание пройди, где припарковать придумай, ну и прочие непредвиденные обстоятельства... Если через год подсчитать все расходы... Не говоря о приобретении самого автомобиля... Выходит весьма круглая сумма. Тем не менее, люди всё покупают и покупают автомобили, с нуждой и без неё. Соответственно обстановка на дорогах будет только ухудшаться. Наземный общественный транспорт естественно также участвует в создаваемых пробках, а метро не всегда и не всем подходит. Как раз впору задуматься о доступном, неприхотливом, альтернативном транспортном средстве. И тут так кстати приходится велосипед!

С одной стороны, что тут может быть сложного — сел и поехал себе на работу или в магазин. Но на практике нужен грамотный подход и хорошая подготовка, особенно учитывая наши реалии...

Для начала нужно понять и принять, что каждая из поездок представляет большую опасность, а почти всё окружающее против вас. На первый взгляд может быть немножко глупо, но попробуйте и убедитесь сами, что расслабляться при поездках по городу нельзя ни на секунду, опасность может быть даже там, где вы её никак не ждёте встретить. Но если подойти к делу с умом, то степень риска можно сильно снизить.

ПДД

Если вы не знакомы с ПДД, то для начала, полностью и внимательно их изучите, но следовать им стоит с некоторыми поправками. Например, по ПДД велосипедисты должны двигаться по велосипедной дорожке (п. 24.3), а при её отсутствии — только по крайней правой полосе проезжей части в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам (п. 24.2). Движение велосипедов (как и любых других транспортных средств) по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено (п. 9.9).

Пусть простят (или закидают тухлыми помидорами) меня те, кто принципиально не ездит по тротуарам (таких довольно много), но если я не сильно тороплюсь, а тротуар широкий и безлюдный, то я выберу скорее его, чем проезжую часть. Также рекомендую стараться объезжать сложные развязки, перекрёстки и места, где автомобили едут очень быстро. К сожалению, наши водители отличаются очень низким уровнем подготовки. Скажем прямо, многие получившие права, ездить совершенно не умеют и учиться уже начинают по ходу дела в реальных дорожных условиях. Так что не стоит сильно полагаться на мастерство вождения мальчика на мощной спортивной машине или девочки на малолитражке. На дорогах с интенсивным движением вас могут просто не заметить даже более опытные водители...

Экипировка

Шлем — должен стать вашим неразлучным спутником и всегда быть при вас и на вас, думаю комментариев тут можно не давать, голова у всех одна. Одежда должна быть яркой и заметной издалека, со светоотражающими полосками. Можно использовать яркие зелёные и оранжевые жилетки. Велосипед обязательно укомплектуйте передним и задним габаритом, лучше установить несколько маячков, лишней заметности бояться не стоит. Очень рекомендую использовать зеркало. Существуют модели для крепления на руле велосипеда, а также зеркальца на шлем. Последние мне особенно нравятся, не сразу привыкаешь, но потом очень удобно.

Велосипед

Велосипед для коммьютинга требует некоторой нехитрой подготовки. В первую очередь он должен быть максимально прост и не дорог. Cовсем не нужны дорогостоящие амортизаторы, карбон, облегчённые компоненты верхних групп. Ведь такой велосипед будет использовать «в хвост и в гриву» почти каждый день, а на его тщательное обслуживание времени не всегда будет хватать. Одно дело — байк для походов выходного дня, на котором вы выезжаете раз-два в неделю, а потом его начищаете до следующего раза, а совсем другое дело — велосипед, который каждый день будет испытывать на себе все тяготы и находиться, мягко говоря, не в тепличных условиях. Кто-то собирает такой велосипед из оставшихся «походивших» компонентов, кто-то просто покупает недорогой велосипед и доводит его до ума, у кого какие возможности. Для использования в очень грязных условиях или зимой некоторые предпочитают собирать велосипеды с одной передачей — синглспид (single speed). Одна звезда спереди, одна сзади — вот и весь механизм, никаких лишних звёзд и переключателей 🙂 Впрочем синглспид — отдельная тема.

Как должен выглядеть велосипед для комьютинга в моём понимании:
По идее, всем моим требованиям полностью удовлетворял мой ныне пребывающий неизвестно где самосбор на раме Author Kinetic мохнатого года.

  • Рама: любая бюджетная рама, что под руку подвернётся, никаких карбонов, титанов 🙂
  • Вилка: предпочтительно жёсткая, хотя можно использовать и старую заклинившую эластомерку.
  • Колёса: обычные крепкие недорогие колёса, но втулки должны быть с приличной грязезащитой.
  • Тормоза: в условиях грязи и зимы можно рекомендовать диски, хотя бы на перед. И лучше механику, она не дорогая и в обслуживании проще гидравлики.
  • Привод: ну тут уже что не жалко — бюджетная система, 8/7 трансмиссия, всё просто. Ну или, как говорилось выше, сингспид 🙂

Важный момент — это грязезащита. Особенно в зимний, весенний и осенний период лучше всего использовать полноразмерные крылья. Хотя можно что-то смастерить и из неполных пластиковых. Также можно использовать всякие дополнительные щитки и брызговики на ваш вкус.

Ну вот такая очень примерная картина велосипеда для комьютинга. То есть в целом — это простая, надёжная машина стоимостью до 10 (+-) тысяч рублей. Без лишних наворотов и прочих глупостей. К слову сказать, я предпочитаю пользоваться таким велосипедом не только для комьютинга, но и просто для катания, ну не люблю я дорогие велосипеды и всякое "элитное" веложелезо 🙂

Ну вот, с велосипедом очень коротко и поверхностно разобрались. Теперь давайте рассмотрим другие проблемы и особенности повседневного перемещения по городу на велосипеде.

Маршрут

При каждодневной езде по городу очень важен выбор маршрута (про это уже говорилось выше). Он должен быть как можно более безопасным и коротким. В противном случае, скоро такие поездки будут вас сильно напрягать. Стоит выбирать маршрут с минимальным количеством трафика и возможностью альтернативных (безопасных) объездов, таких как тротуары, парки, скверы. Ведь согласитесь, ездить каждый день 15 км. в одну сторону по оживлённой автомобильной дороге, а потом столько же обратно, весьма напряжно во многих отношениях. Особенно в условиях зимы/осени/весны. Не останавливайтесь на одном маршруте, попробуйте несколько и выбирайте оптимальный.

Парковка

Конечно же, перед тем как начать ездить на работу на велосипеде, нужно прощупать почву, поговорить с начальством, охранниками, уборщицами, в общем договориться о временном прибывании вашего велосипеда на территории работодателя. Ведь, согласитесь, оставлять велосипед пристёгнутым к ограждению на улице в течение 8 часового рабочего дня - весьма рискованно. Во многих организациях довольно категорично относятся к этому вопросу, а иногда просто нет места где можно поставить велосипед. Хотя, в большинстве случаев уголок можно всегда найти. Весьма не просто обстоят дела и с посещением магазинов на велосипеде. Да, у многих крупных сетевых гипермаркетов существуют места для парковки велосипедов, но такие стоянки почти не охраняются и оставлять там велосипед крайне не желательно.

Даже если вы нашли довольно надёжное место парковки своего железного коня, то пристегнуть его замком в любом случае будет не лишним. Лучше всего использовать специальную велосипедную сигнализацию (да, есть и такие). Кстати, в ближайшее время постараюсь сделать небольшой обзор и отчёт об использовании некоторых велосипедных сигнализаций. Следите за обновлениями!

Одежда

К примеру, вам до работы ехать 15 километров. Одно дело погода хорошая, безветрие, ехать легко и вы доезжаете до места чистым и сухим. Но совсем другое, когда очень жарко или, наоборот, идёт снег, дождь. Да и организм у всех разный. К примеру, у меня, не потеть почти никогда не получается, хоть как одевайся... Ладно если вы работает админом и сидите в личной каморке, где с вами находятся только сервера и другие подобные вам. Но совсем другое, если вы офисный работник, общаетесь с клиентами и одеты должны быть по форме. Вот тут и встаёт вопрос: где бы немного ополоснуться перед работой и переодеться. Ну тут кто во что горазд. Обычно все необходимые действия можно совершить в туалете. Главное ещё продумать где вы будете хранить и при необходимости сушить велоодежду... Ну и конечно же не забывайте, что приезжать нужно будет пораньше, чем обычно, для совершения всех этих процедур 🙂

На мой взгляд это основные моменты, который нужно решить в начале вашего велокомьютинга — правильный велосипед, продуманный маршрут, место парковки и вопрос связанный с переодеванием.

Ещё раз напоминаю, чтобы Вы ни на секунду не забывали о том, что перемещение на велосипеде по городу — большая опасность. Будьте предельно внимательны, аккуратны, не торопитесь, одевайте шлем, яркую заметную одежду, пользуйтесь хорошими мигалками и маячками, постоянно оценивайте ситуацию и наблюдайте за окружающим Вас, никогда не слушайте музыку за рулём! Удачи, ветра в спину и хорошей погоды!

PS. По теме рекомендую для ознакомления заметку "Городская езда. Особенности и безопасность" - http://rideabike.ru/gorodskaya-ezda-na-velosipede-osobennosti-i-bezopasnost

http://velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=thread&frm_id=12&rid=2969 - здесь можно почитать о безопасности, ПДД и ДТП (в основном, к сожалению, пустой флуд).

http://veloroad.spb.ru/forum/viewforum.php?f=16&sid=1253fa7dd5acf7d2c0faf853cad7aebb - примерно то же, но на другом ресурсе.

http://forum.velomania.ru/forumdisplay.php?f=30 - о безопасности и здоровье на форуме "Веломании".

http://forums.mtbr.com/showthread.php?t=399153 - а такие велосипеды используют для коммьютинга за границей. Есть интересные образцы.

Велосипедный коммьютинг, на двух колёсах по городу: 7 комментариев

  1. саша

    Молодцы правильно все написали,а 15км это фигня проехать на моем зомби спорт)

  2. Алексей

    Можете порекомендовать какие-то конкретные ссылки на тему дополнительной защиты велосипеда и велосипедиста от летящей из под колес грязи?
    После многих лет коммьютинга эта тема до сих пор наиболее насущная.

    1. Rider

      Могу порекомендовать статью, которая пока так и лежит в черновиках 🙂 Буду стараться опубликовать в ближайшее время. Там как раз было про разные варианты. Главное не забыть 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *