Сегодня мы продолжаем весеннюю тему и будем говорить о том, как подготовить велосипед к новому летнему велосезону 2017. Одни выкатывают свои байки после полугодового простоя, другие не слезали с седла всю зиму. Но, так или иначе, сейчас самое время провести обслуживание и подготовить велосипед для новых увлекательных поездок. Для тех, кто в седле недавно и не успел углубиться в технические тонкости, я повторю основные моменты.
Чистка велосипеда
Перед тем, как приступить к замене изношенных компонентов, их регулировке и настройке, необходимо всё хорошенько вымыть и вычистить. Далеко не все велосипедисты с должным вниманием подходят к этому не совсем приятному процессу. Особенно те, кто использует велосипед круглый год для передвижения по городу. Это вполне объяснимо и когда мне приходилось проезжать по городу каждый день порядка 40-50 километров в любую погоду, то часто просто не хватало сил на эти манипуляции. Доходило даже до того, что грязь начинала отваливаться сама. Конечно, по-хорошему до такого доводить не стоит. Ведь работа сильно загрязнённых компонентов существенно ухудшается, а ресурс снижается. В первую очередь это касается трансмиссии.
Трансмиссия
Цепь
Велосипедная цепь — это компонент, зачастую, опережающий по частоте замены даже тормозные колодки. Средний пробег цепи — 1500-2000 километров. Важно понимать, что многое зависит от условий эксплуатации и стиля катания. Скажем, в условиях тяжёлого бездорожья или на гонках цепь может пройти существенно меньше. Также есть зависимость и от уровня оборудования. Например, цепь Shimano XTR ходила у меня порядка 3500 километров и можно было ещё немного её покатать.
Существуют различные методы замера износа цепи. Самый простой — с помощью специального измерителя цепи. Обращаю ваше внимание, что далеко не все измерители сделаны точно, поэтому могут выдавать разные показатели. Следующий вариант — измерение штангенциркулем. Этот инструмент есть у многих дома. Способ несложный и даже более точный. Также можно определять износ цепи на глаз, оттягивая её пальцами на большой передней звезде. Ну или как самый простой вариант — менять по пробегу 1500-2000 километров. Что было актуально лично для меня при очень больших накатах, когда уже не было сил что-то там измерять и все мысли были лишь о том, как бы добрести и упасть в кровать 🙂 Здесь я не буду описывать сами способы замера, подробной информации по ним очень много на YouTube, также в ближайшее время буду стараться рассмотреть эту тему в отдельной статье, а может быть и в видео.
Кассета (задние звёзды)
Срок службы кассеты велосипеда также зависит от различных факторов, как и в случае с цепью. Мы же будем подразумевать усреднённый вариант, когда кассета среднего уровня эксплуатируется в нормальном режиме. В большинстве случаев на одной кассете вы можете проехать порядка 5000-6000 километров, т.е. 3-4 смены цепи. Также есть зависимость и от равномерности износа всех звёзд. Например, если вы проживаете в равнинной местности, но при этом ездите на горной кассете (большая звезда 32-34-36 зубов), то, скорее всего, некоторые звёзды практически не используются. Таким образом изнашивается 2-3 звезды, остальные остаются в почти первозданном виде. Избежать такого неравномерного износа позволит использование кассет с меньшим шагом между звёздами, соответственно и с меньшим количеством зубцов. Так, например, для Санкт-Петербурга и Ленинградской области считаю наиболее оптимальным вариант 11-28. Такой набор позволяет ездить как по асфальту, так и вне дорог, при этом подбирать комфортную передачу. В общем является универсальным.
Что касается износа кассеты, то его довольно просто определить на глаз. Зубцы новой звезды имеют выраженную плоскую вершину. По мере износа зубец заостряется. Если посмотреть на сильно изношенную звезду, то можно увидеть, что вершина зубцов становится почти острой. Конечно, до такого состояния доводить ни в коем случае не нужно.
Система (передние звёзды)
Опять же понятно, что многое зависит от качества деталей и режима эксплуатации. В среднем, передние звёзды могут пройти порядка 8000-10000 километров. Их износ, как и в случае с кассетой, определяется аналогичным образом — по состоянию зубцов. Как правило, если говорить о системе с тремя звёздами, сильнее всего изнашивается вторая (т.е. средняя) звезда. Если оборудование вашего велосипеда относится к бюджетному классу, то вполне может быть, что система неразборная и звёзды закреплены заклёпками. Таким образом, при износе одной из звёзд, менять придётся всё вместе с шатунами. Но, чаще всего, системы всё же разборные и звёзды можно менять по отдельности.
Каретка
Велосипедные каретки бывают разных типов:
- Открытая (обслуживаемая)
- Картриджная (необслуживаемая)
- Интегрированная (условно обслуживаемая)
Каретки открытого типа встречаются всё реже. Их можно увидеть лишь на велосипедах самой низшей ценовой группы или же на старых моделях. Такая каретка требует регулярного обслуживания.
Картриджные каретки встречаются на большинстве современных велосипедов в бюджетной и средней ценовой категориях и являются наиболее распространёнными. Каретки этого типа весьма надёжны и ходят довольно долго. Определить подошедший срок замены картриджа можно по появившемуся люфту (покачайте шатун из стороны в сторону) или же по неприятным ощущениями при проворачивании вала рукой (как будто внутри каретки что-то заедает). Также из каретки может начать доноситься хруст. В большинстве случаев картридж может пройти порядка 6000-8000 километров. При замене картриджа на новый, обратите внимание на то, что они отличаются по стандарту вала (квадрат, Octalink, Isis), его длине и ширине самого картриджа. При покупке нового лучше всего прийти в магазин и купить картридж с полностью аналогичными старому параметрами.
Интегрированные каретки являются современным стандартом. Такая конструкция проще, легче, жёстче. Что касается надёжности, то они не всегда надёжнее устаревающих картриджей из-за не очень хорошей грязезащиты подшипников у многих моделей. Согласно руководствам такие каретки являются необслуживаемыми, но в интернете вы можете найти массу инструкций по их ремонту.
Передний переключатель
Срок службы переднего переключателя, как правило, достаточно продолжителен. Во многом он определяется частотой использования переключателя и условиям эксплуатации. Наиболее очевидный признак того, что пора менять переключатель — это появление ощутимого люфта рамки. При замене переднего переключателя обратите внимание на то, что существуют модели с разным расположением хомута, нижней или верхней тягой, а также (хоть и не часто) встречаются образцы с креплением типа E-type (на каретку). Если передачи переключаются не чётко, отрегулируйте переключатель или обратитесь в мастерскую.
Задний переключатель
В отличие от переднего, задний переключатель испытывает совершенно другие нагрузки. Каждое ускорение, замедление, подъём в гору или спуск с неё, сопровождается работой заднего переключателя. Первое, что сильнее всего изнашивается в заднем переключателе — это ролики. Их износ, как в случае со звёздами системы или кассеты, хорошо заметен по состоянию зубцов. Пластиковые ролики ходят 1500-2000 километров, керамические или алюминиевые существенно дольше. Также срок замены заднего переключателя может определяться растяжением пружины или износом в местах крепления шарниров. Ну и, конечно, при необходимости, отрегулируйте задний переключатель.
Тросики и рубашки переключателей
Большинство современных велосипедных тросиков и рубашек весьма качественны и не требуют дополнительного обслуживания. При достаточно активном катании я рекомендую менять тросики и рубашки хотя бы раз в год, особенно если вы катались всю зиму. При самостоятельной замене рекомендую пользоваться специальными кусачками. Они существенно упростят работу и позволят избежать неровных срезов рубашек и тросиков.
Колёса
Колёса, бесспорно, можно назвать одним из самых важных компонентов велосипеда. От состояния колёс зависит лёгкость и плавность хода велосипеда, ваша безопасность и, конечно же, удовольствие от катания в целом. Ведь, согласитесь, неприятно ехать когда велосипед всё время подскакивает из-за кривого колеса, а тормоз при этом не может нормально работать.
Перед началом сезона необходимо проверить колёса на наличие восьмёрок и яиц, осмотреть обода на предмет вмятин и трещин, заменить лопнувшие спицы, если таковые имеются. Важной деталью колеса является втулка. Втулки, используемые в колёсах бюджетных велосипедов, как правило, имеют не очень хорошую грязезащиту и требуют регулярного обслуживания и регулировки. В особенности это относится к втулкам с насыпным подшипником. При активном катании рекомендую хотя бы раз в год перебирать такие втулки, менять смазку, осматривать состояние конусов и внимательно следить за возможным появлением люфта, при необходимости устранять его.
Кроме самих колёс проведите тщательный осмотр покрышек и камер на предмет износа, порезов и других повреждений. Даже без эксплуатации резина со временем приходит в негодность. Так что если вы не трогали велосипед всю зиму и если он к тому же хранился на балконе или в гараже, то покрышки лучше внимательно проверить и при необходимости заменить. Это же относится и к камерам.
Тормоза
Если на вашем велосипеде установлены ободные тормоза типа V-brake, то рекомендую проделать следующие манипуляции:
- Снять рычаги тормозов, очистить их от грязи, при необходимости заменить тормозные колодки.
- Убрать старую смазку (если была) и грязь с брейк-боссов (это штырьки, на которые устанавливаются рычаги тормозов).
- Нанести немного новой смазки на брейк-боссы.
- Установить тормозные рычаги на место.
- Заменить тормозные тросики и рубашки.
- Отрегулировать тормоза.
В случае дисковых механических тормозов всё несколько проще. Необходимо проверить состояние колодок, по возможности заменить тросики с рубашками и, если при прокручивании колеса диск задевает за колодку, издавая шаркающий звук, отрегулировать положение калипера.
Дисковые гидравлические тормоза сейчас довольно распространены. Их часто устанавливают даже на довольно бюджетные велосипеды. Это, на мой взгляд, является минусом. Качество дешёвых гидравлических тормозов обычно оставляет сильно желать лучшего. Они не блещут надёжностью и хорошей работой. Самая частая неисправность — течь тормозной жидкости и попадание воздуха в систему. Течь может как сама ручка или калипер, так и места соединения гидролинии с ними. Определить течь можно как по появлению потёков тормозной жидкости, так и по ощущению при нажатии на тормозную ручку. В данном случае её ход увеличится и она будет сильно проваливаться при работе тормозом. Кроме этого проверьте износ колодок и опять же регулировку положения калипера, шаркающих звуков быть не должно.
Вилка и задний амортизатор
Если на вашем велосипеде установлена жёсткая вилка и он не оборудован задним амортизатором, то можно просто протереть вилку тряпочкой и пропустить этот пункт 🙂 Следующая информация посвящена владельцам амортизационных вилок (простых и не очень) и велосипедов с задним амортизатором (двухподвесы и софтейлы).
В случае простой пружинно-эластомерной вилки важно просто оценить её состояние. Если вы много катались зимой (особенно по городу) и не очень тщательно следили за велосипедом, то, скорее всего, внутри у неё всё могло порядком закиснуть, а может быть она уже просто встала колом. И если вы не планируете в ближайшее время сменить вилку на новую, то имеет смысл позаботиться о старой и привести её в чувства. Конкретной инструкции дать я не могу, так как моделей вилок очень много. Могу лишь сказать, что стоит её разобрать, почистить и смазать густой смазкой.
Если же на вашем велосипеде установлена более дорогая пружинно-масляная или воздушно-масляная амортизационная вилка, то её обслуживанию стоит уделить гораздо больше внимания хотя бы уже потому, что цена новой аналогичной вилки может быть довольно высока. Обычно обслуживание такой вилки включает в себя регулярную замену масла, а при необходимости замену сальников и направляющих. Также может потребоваться обработка ног вилки с целью ликвидации зазубрин, полученных в процессе падений и ударов.
Что касается заднего амортизатора, то здесь углубляться не буду, всё аналогично вилкам. Простой амортизатор можно перебрать, смазать и кататься дальше, а более сложный уже необходимо обслужить как того требует инструкция по эксплуатации.
Рулевая колонка
Честно говоря чуть не забыл про эту небольшую, но важную деталь велосипеда. При этом она также требует некоторого обслуживания. Рулевые колонки бывают разных типов и в них могут использоваться разные подшипники. От этого и зависит, как именно её нужно обслуживать. На большинстве велосипедов бюджетной и средней ценовой категории устанавливаются рулевые колонки с насыпным подшипником. Именно такие колонки требуют большего внимания. Я рекомендую хотя бы раз в год разбирать такую рулевую колонку, очищать от грязи и старой смазки, промывать шарики в очистителе, смазывать и регулировать (убирать люфт).
Если же в вашей рулевой колонке установлены промышленные подшипники, то в этом плане с ними несколько проще. Вы можете кататься пока подшипник не придёт в негодность и не начнёт люфтить (так что регулировка не будет помогать). Но разобрать колонку, вынуть промышленный подшипник и очистить всё от грязи также будет не лишним.
Пожалуй, на этом пока всё. Здесь мы довольно поверхностно рассмотрели основные моменты обслуживания велосипеда и его подготовки к летнему велосезону. В ближайшее время я буду стараться более подробно осветить каждый из описанных пунктов по отдельности, может быть даже с видео. Если есть вопросы, задавайте в комментариях или в нашем Telegram канале.
Всем весны, тепла и попутного ветра!