Самый простой способ приобрести велосипед - пойти в ближайший веломагазин и купить понравившуюся модель. Так и поступает большинство людей, которые не очень разбираются в велосипедах и при этом не хотят лишней головной боли. И это понятно, ведь тут и выбор, и гарантия, да и новое есть новое, в конце концов... Но всё же, не смотря ни на что, всё больше людей обращают внимание на БУ велосипеды. Чем же они так хороши и в чём смысл такой покупки. Сегодня мы будет говорить о вторичном велосипедном рынке, то есть о подержанных велосипедах.
В чём смысл покупки БУ велосипеда?
Вероятно многим будет понятнее пример с автомобилями. Появилось у вас желание купить автомобиль, на руках есть 500 тыс. рублей. Первый вариант: пойти в автосалон и купить какой-нибудь Рено Логан с некоторым количеством допов или же второй вариант: купить БУ автомобиль куда более высокого класса. В первом случае всё проще, вам подскажут, помогут выбрать, оформить, будет какая-никакая гарантия. Во втором - гораздо сложнее, придётся тщательно выбирать, привлечь опытных в этом деле друзей, но зато и удовольствия от езды будет куда как больше, при правильном выборе, конечно же...
С велосипедами всё аналогично. За 20 тыс. рублей сейчас можно приобрести велосипед весьма начального уровня, с оборудованием классом не выше Shimano Alivio, пружинно-эластомерной вилкой. При этом БУ велосипед за те же деньги будет существенно его превосходить, раза так в два по всем параметрам. Тут и более лёгкая рама, навеска хорошего уровня, вилка воздушная, тормоза гидравлические, ну и прочие интересные плюшки, которые у новых велосипедов начинаются лишь к 50-60 тыс. рублей.
Откуда берутся БУ велосипеды
Если говорить о велосипедах, которые продаются через популярные доски объявлений, такие как Авито, то многие из них не внушают особого доверия, особенно, когда на фото представлена свалка из велосипедов с подписью “любой за 1000 рублей”. В таком случае велика вероятность нарваться и на ворованную технику, учитывая, что за летний сезон угоняют весьма приличное количество велосипедов.
Гораздо более предпочтительны к приобретению велосипеды, привезённые из Европы. Дело в том, что в европейских странах весьма активно практикуют схему Trade-in. По ней могут покупать как автомобили, мотоциклы, так и велосипеды и прочую технику. Дело в том, что цена таких вещей может быть в несколько раз ниже новых, а состояние очень хорошее. Для России такие велосипеды - весьма большая редкость, чаще всего их привозят штучно или даже под заказ. Хотя, есть места, где всегда есть весьма приличный выбор таких вот качественных и легально привезённых велосипедов из Европы.
На что смотреть при выборе БУ велосипеда
Абсолютно естественно, что слепо доверять красивым словам продавца нельзя, особенно если продавец малознакомый или вызывает подозрения. Первым делом стоит поинтересоваться насчёт документов. Это атрибут совсем не обязательный, но лишним не будет, скажем, если вы решите отправиться с велосипедом за границу. Да и просто будет лишним подтверждением, что велосипед не ворованный. Но, конечно же, особое внимание следует уделить осмотру самого велосипеда. Если вы не обладаете большими познаниями в велосипедной технике, то лучше попросить помочь с выбором более опытного знакомого, если таковые имеются. Ежели нет, то при осмотре рекомендую руководствоваться следующими советами:
- Осматриваем велосипед в целом. Так сказать, оцениваем его общее состояние, насколько он катан. Все ли его компоненты на вид примерно соответствуют заявленному продавцом сроку эксплуатации, не кажутся ли некоторые очень старыми или же наоборот слишком новыми. Если такой контраст имеется, то не лишним будет спросить почему их поменяли и при каких обстоятельствах. Так например: если новые покрышки не должны вызывать особых подозрений, то новые руль или вынос могут натолкнуть на мысль, что были заменены в результате сильного падения и вместе с ними могло пострадать что-то другое, например рама или вилка. Не лишним будет найти в интернете оригинальную комплектацию данной модели, чтобы можно было сразу понимать, что родное, а что было поменяно в результате эксплуатации. Также, при общем осмотре, постарайтесь определить наличие возможных люфтов: в рулевой колонке, каретке, во втулках колёс. Если велосипед эксплуатировался с люфтами, то хорошего ожидать не стоит, скорее всего эти детали были уже разбиты до вас.
- После беглого осмотра и знакомства с велосипедом, следует уделить внимание его компонентам по отдельности. Первым, конечно же, будет рама. Почему? Да потому, что в первую очередь вы покупаете именно её, в всё остальное, по сравнению, уже является расходником. На раме не должно быть сильных сколов, вмятин, а тем более трещин. Кроме того, важно, чтобы рама была ровная, есть способ проверки с помощью нитки, но описывать здесь его не будем, так как мало кто им будет пользоваться при случае. А если интересно - Google в помощь. А так, просто тщательно смотрим и трогаем раму со всех сторон. Внимательно осмотрите раму велосипеда на предмет подозрительных подкрашенных или заклеенных не родными наклейками мест. Обратите внимание на нижнее правое перо велосипеда (место, над которым проходит цепь), об него обычно часто ударяется цепь. Аккуратный хозяин никогда не оставит перо незащищённым и закроет его специальной защитой. Если перо сильно ободрано цепью, то это лишний повод усомниться в том, насколько бережно обращались с велосипедом до вас.
- После рамы нужно уделить особое внимание вилке. Если велосипед не из дешёвых и на нём установлена хорошая пружинно-маслянная или воздушная вилка, то следует тщательно осмотреть её на предмет потёков масла, понажимать руками на руль и убедиться, что ход у неё плавный, без треска, щелчков и руки не чувствуют, что там что-то обо что-то задевает или заедает. Если у вилки есть блокировка, то проверьте её. Также поинтересуйтесь у продавца, когда последний раз обслуживалась вилка. Если продавец не является хозяином велосипеда, то он вряд ли ответит на этот вопрос. Но, в этом случае, даже если состояние вилки не вызывает подозрений, рекомендую в самое ближайшее время обратиться в веломастерскую на предмет осмотра/обслуживания вилки. Если на велосипеде установлена жёсткая вилка, то по аналогии с рамой проверяем её на кривизну, смотрим на сколы, трещины, вмятины.
- Колёса - пожалуй следующая по важности деталь. Во-первых они должны быть ровными без "восьмёрок" и "яиц". Во вторых вращаться они должны легко без каких-либо хрустов и заеданий, даже просто под весом нипеля при приподнятом колесе. Если на велосипеде установлены ободные тормоза, то следует оценить износ обода колодками. Для этого на некоторых ободах имеется специальная канавка, если её нет, то просто пощупайте обод, при сильном износе будет чувствоваться углубление в его стенке. Опять же, это может говорить и о пробеге велосипеда. Покрышки не являются очень важной деталью, но всё же, лучше если и они будет в живом состоянии, иначе будьте готовы в ближайшее время потратить ещё полторы-две тысячи на новые.
- Тормоза. Если велосипед оборудован дисковыми гидравлическими тормозами, то, помимо проверки состояния колодок, нужно будет осмотреть сами калиперы и ручки в местах крепления к ним гидролиний на предмет потёков тормозной жидкости. В случае дисковой механики или ободных тормозов достаточным будет просто проверить колодки. У гидравлических тормозов ручки не должны иметь большого хода. Если ручка сильно прожимается, то это говорит о наличии воздуха в системе, а это совсем не нормально.
- Трансмиссия. Вполне очевидно, что все передачи должны переключаться чётко и без заедания. Звёзды системы и кассеты не должны быть сильно изношены. На сильно изношенных звёздах зубья заостряются к верху, когда на новых верхушка их тупая. Изношенные звёзды опять же не повод отказываться от хорошего варианта, но следует учесть, что поменять их придётся тоже практически сразу и ценник опять же будет около полутора-двух тысяч и более (зависит от уровня компонентов). Кроме звёзд нужно проверить состояние цепи. Без специального инструмента или навыка, проверить это сложно. Поэтому, если продавец не может ответить вам, когда она менялась, то это ещё один повод доехать до мастерской.
Удачного приобретения и попутного ветра!
Согласен с автором. Также хочу отметить, что к нам привозят множество ворованных велосипедов с Европы, но мы об этом не знаем. Очень много велосипедов-утопленников. Поэтом будь-те осторожны при выборе велосипеда.
Также ранее немного размышлял на эту тему, вывод написал тут http://velo-travel.com/tipy-velosipedov/velosipedi-by.html
Да наверное не страшно стать обладателем ворованного в Европе велосипеда, страшно стать тем самым европейцем))) В свою статейку я еще замер цепи добавил. Так как считаю, что если кто-то долго ездил на растянутой цепи, то лучше такой вел не брать..
Здесь можете ознакомиться, интересно мнение велолюбителей)) http://runboy.ru/velosiped/pokupka-velosipeda/24-kak-kupit-velosiped-bu