На велосипеде в зиму. Часть 2 — подготовка велосипеда

Приветствую всех зимних велосипедистов! 🙂 Предлагаю продолжить нашу зимнюю тему. Недавно я уже писал небольшую статью о том, как правильно одеваться для зимней езды на велосипеде. Сегодня немного поговорим о подготовке велосипеда к зимней эксплуатации.

Каждому автомобилисту хорошо известно, что к зиме нужно готовиться. Перед зимней эксплуатацией тщательно проверяют общее состояние автомобиля, его кузова и отдельных важных узлов. Ведь то, на что летом можно было закрыть глаза, зимой наверняка даст о себе знать и, возможно, в самый неподходящий для этого момент… Конечно, устройство велосипеда куда проще автомобиля, но поверьте, и тут есть масса компонентов, за которыми необходимо следить, чтобы не оказаться в неприятной ситуации.

Для начала нужно понять как и где вы будете ездить. Одно дело если это будут вылазки за город по выходным дням, но совсем другое, если вы планируете регулярные поездки по городу.

Второе, конечно, не очень предпочтительно в наших условиях, учитывая культуру вождения и состояние зимних дорог. Но иногда, действительно, бывает очень удобно переместиться из точки А в точку Б на велосипеде, даже по не очень чистому городу.

Если у вас недешевый велосипед с хорошей аммортизационной вилкой, компонентами высокого уровня и вы планируете ездить на нем зимой по городу, то лучше отказаться от этой затеи. Дело в том, что воздействие соли и реагентов, которыми щедро посыпают городские улицы и тротуары, очень пагубно сказывается на деталях велосипеда и в целом сильно увеличивает их износ. Особенно это касается хороших аммортизационных вилок, при изготовлении которых используются магниевые сплавы. Такие вилки очень боятся соли и если вы не будете ее тщательно мыть после каждой поездки по городской каше, то к концу зимы её состояние будет значительно хуже, а возможно, что придётся и вовсе выкинуть.

Впрочем, если вы будете кататься исключительно за городом и в парках, где соли и реагентов нет, то можно не беспокоиться, от чистого снега никакого вреда не будет. Только, как показывает практика, даже при загородном катании избежать города невозможно, ведь надо как-то и до вокзала доехать или хоть до парка… Разве что на машине добираться.

Многие велосипедисты, катающиеся уже не первый год, собирают или приобретают второй велосипед для использования зимой. Такой велосипед обычно имеет скромную конфигурацию и собран из недорогих компонентов, часто для зимней эксплуатации устанавливают жестку вилку. Жесткую вилку можно установить практически на любой велосипед, так что для зимы всячески рекомендую. Цена вопроса — 500-2000 рублей.

Кстати, некоторые предпочитают кататься зимой на фатбайках. Это очень интересный велосипед, отлично подходящий для зимнего катания. Прошлой зимой мы уже публиковали подробную статью про фатбайк, обязательно прочтите!

Конечно, собирать второй велосипед совсем не обязательно, не всем есть где его хранить в без того стеснённых условиях городских квартир, да и не каждому по карману обслуживание двух железных коней.

С вилкой определились. Лучше поставить жесткую. Если у вас стоит хорошая, то она с большой вероятностью испортится, а если недорогая пружинно-эластомерная, то она скорее всего просто заржавеет изнутри. К слову сказать, пружинно-эластомерные вилки полностью перестают работать при низкой температуре и никакого толка от нее не будет.

Уделите особое внимание тормозам. Лучший вариант для зимы — дисковые тормоза. Дело в том, что обод может обледенеть и в этом случае обычные ободные тормоза (V-brake) будут малоэффективны. Дисковые тормоза не боятся низких температур. Гидравлика стоит довольно дорого, так что в целях экономии можно установить один передний механический дисковый тормоз, как многие и делают. На многих велофорумах постоянно возникают споры, куда поставить один дисковый тормоз, спереди или сзади. Сторонники установки диска назад объясняют свою позицию тем, что они в основном тормозят задним тормозом, а если начинают активно использовать передний, то это заканчивается падением с полётом через руль. Никого не хочется обидеть, но на самом деле это всё из-за недостаточно хорошей  техники управления велосипедом.

Задний тормоз, сам по себе, довольно малоэффективен. Его задача — помогать переднему и обеспечивать лучший контроль над велосипедом (в частности над задним колесом). Даже на сухой ровной дороге, выжав задний тормоз, вы не остановитесь сразу, а просто пойдёте дальше юзом. Но для эффективного использования переднего тормоза и избежания «черезрулей» нужно совершенствовать технику, так что это дело времени. Но хочется заметить, что при езде по ледяной дороге, лучше вообще лишний раз тормоза не трогать, только очень плавно и аккуратно. Всё же у велосипеда всего два колеса…

Перед зимней эксплуатацией рекомендую перебрать втулки колёс и набить их новой низкотемпературной смазкой. По моему опыту, даже при очень низкой температуре неплохо себя зарекомендовала смазка Weldtite с тефлоном (смазка красного цвета, продается в зеленых тубах) и Mobil (автомобильная смазка синего цвета в высокой баночке). Конечно, есть и другие смазки, этими обычно пользовался я.

Помимо колесных втулок необходимо также перебрать рулевую колонку (если она не на промышленных подшипниках), выкрутить картридж (каретку) и закрутить его по новой смазке. Последнее позволит вам при необходимости беспрепятственно выкрутить его после зимы.

Если тросики и рубашки давно не менялись, то лучше их заменить. Летом это не так заметно, а вот зимой передачи могут просто перестать переключаться. Особенно это касается заднего переключателя. Часто бывают ситуации, когда после поездки в электричке не получается переключить скорость. Причина проста -— замерзшая влага в рубашке. Так, при средней частоте эксплуатации велосипеда, рекомендую менять рубашки как минимум два раза в год — перед зимой и после неё.

При езде по зимнему городу очень важно обеспечить велосипед и себя хорошей грязезащитой —крыльями и грязевыми щитками. Самый лучший вариант — классические полноразмерные крылья из металлопластика. Они легкие, не ржавеют, легко крепятся почти на любой велосипед. Если вы будете кататься по большей части за городом, то полные крылья не особо нужны, но быстросъемные всё равно лучше приобрести.

Зимой необходимо уделять особое внимание чистке и смазке велосипеда. После каждой поездки по городу старайтесь тщательно протереть велосипед от соли и реагентов. Следите за трансмиссией, именно она больше всего подвержена воздействию дорожной грязи и повышенному износу из-за песка.

Регулярно смазывайте цепь, для этого можно использовать специальное масло типа Weldtite, которое можно приобрести в любом веломагазине. В целях экономии, в качестве смазки, можно использовать обычное моторное масло или даже отработку из автомобиля. Для провымки и очистки цепи можно применять керосин, который прекрасно удаляет налёт на поверхности и внутри звеньев. Для чистки цепи можно пользоваться специальным приспособлением — машинкой для чистки цепи, но она мне честно говоря не очень понравилось.

Ну и наконец мы подобрались к такому важному атрибуту зимнего байкинга — шипованным покрышкам для велосипеда. «Да ну, это же баловство, какой от них толк? Да и стоят они..»,— скажут некоторые. Поверьте, толк есть. Конечно, если вы будете кататься раз месяц по соседнему парку, то вряд ли игра будет стоить свеч. Но если вы планируете как минимум поездки за город на покатушки, а то и походы, то без шипов вам никак не обойтись. Если вы не верите, попробуйте выехать зимой на загородную дорогу с горбатым льдом и колеями… Подробнее о шипованных велопокрышках вы можете прочитать в заметке опубликованной прошлой зимой. Главное запомните, что хорошая зимняя резина — это залог вашей безопасности. Это касается как вело, так и авто.

Ну вот, коротко и, возможно немного сумбурно, раскрыли подготовку велосипеда к зимней эксплуатации. Если вам есть что добавить, то милости прошу в комментарии.

Чуть позже мы поговорим о том как и где кататься зимой, и что нужно знать, чтобы это катание принесло максимум пользы и удовольствия, но ни в коем случае не вред.

Удачи!

Следите за обновлениями!

17 комментариев к записи «На велосипеде в зиму. Часть 2 — подготовка велосипеда»

  1. Катаюсь все зиму в школу на велосипеде.Сначало было сложно и не удобно,а теперь можно сказать стал аасом.И кстати я катаюсь на летней резине

    • То, что катаетесь — хорошо, а то, что на летней — зря. Всё это до поры… Не дай Бог, конечно.

  2. Посоветуете задний щиток для зимы, а то крепление на морозе
    трескается

    • Если вы зимой много ездите по городу, то оптимальный вариант — полные металлопластиковые крылья. Если нужно что-то небольшое и быстросъёмное, а по городу вы ездите не очень много, то могу рекомендовать крыло с креплением на подседельник — SKS X-blade, они зарекомендовали себя очень хорошо.

  3. SKS X-blade Не выдержал пластиковое креплени вибраций и холода, а треснул где пластиковые ноги переходят к винтовому соединению (30мин на морозе -12 градусов).

    • Странно, я с таким ездил несколько лет и сейчас езжу в любую погоду до -35, всё нормально. Может бракованное или делать хуже стали…

  4. Посоветуйте найнер для езды на работу зимой.Может есть другой вариант для моего роста 198см.СПАСИБО

    • Каков примерный бюджет? Вообще найнеры сейчас представлены весьма неплохо и есть из чего выбирать. Но, если речь идёт о велосипеде для езды зимой на работу, то я бы сразу рекомендовал обратить внимание на модели с жёсткой вилкой, это сразу снимет лишнюю головную боль. Чтобы советовать что-то конкретное, нужно понимать Ваш бюджет…

  5. Стоит ли покупать защиту при езде зимой (наколенники, налокотники) или это лишние страхи?

    • Моё мнение, что защиту, помимо шлема, стоит покупать только в том случае, если вы предпочитаете экстремальные дисциплины: фрирайд, даунхилл и т.п. В остальных случаях, уверен, что лучше потратиться на хорошую шиповку и зимнее снаряжение.

      • Т.е. шиповка настолько уверенно держит даже на горбатом льду, что насчет защиты можно абсолютно не заморачиваться?

        • Хорошая шиповка (Nokian, Schwalbe) отлично держит на льду, в том числе и на горбатом. Понятно, что надо быть осторожнее, чем обычно, сдуру можно и на сухом асфальте разложиться.

        • ЗЫ. Ну а заморачиваться на защиту или нет — это дело Ваше. Кому-то она нравится, я не вижу в ней необходимости ни зимой, ни летом. Единственно, если вы катаете даунхилл, фрирайд и т.п. дисциплины. Конечно это не касается шлема, его наличие считаю обязательным.

  6. тросики в рубашках не замёрзнут : прокачайте их маслом с помощью шприца и тонкой иголки.проверено — мин нет !

    • Можно и так, но пару раз в год менять тросики и рубашки будет совсем не лишним. Особенно если пробеги около 10 тык.

  7. Зима у нас в стране встречается разная. Сырая тёплая слякоть Петербурга и суие морозы Сибири. В сибири зимой крылья нужны мало, зима это чистое время года, а хорошая смазка сильно. Пружинно эластомер не ржавеет и работает (когда меньше -20 конечно хуже)
    Езжу ежедневно на работу, с работы. Не взирая на мороз.
    Тормоза, на зимнем, у мня вибрейки — проблем нет, если что, то всегда легко починить, а вот дисковая гидравлика — замерзала однажды.

    • Вот бы нам сухие морозы 🙂 Но у нас морозов недели две за всю зиму. Интересно, что эластомерка не ржавеет, тут убьётся за одну зиму. Хорошие вилки прогнивают до дыр у некоторых. В этом плане я предпочитаю жёсткие вилки. А гидравлика какая замерзала? Ездил на XT старого образца до -35, работали как часы и уже работают с 2005 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *