Сегодня мы поговорим о весьма интересном и совсем непривычном для России явлении — велокурьерах или как ещё их называют на иностранный манер — байк мессенджер (bike messenger). Многие из нас привыкли видеть на пороге офиса людей доставляющих из одного места в другое различные документы, бумаги и прочие не очень крупные вещи. На них даже не принято обращать особого внимания, бумажку подписал, печать поставил и до свидания... Но вот если на ваш вызов приедет не бабушка или дядечка в возрасте, а подтянутый велосипедист в полном обмундировании, то тут, скорее всего, им уже заинтересуется весь офис, по крайней мере внимание обратят уж точно все.
Если обратиться к западным интернет-ресурсам, то можно заметить, что заграницей услугами велокурьеров пользуются весьма активно. Ведь велокурьер, во многих случаях, позволяет сэкономит уйму времени, а время, как известно всем, — это деньги. Учитывая резкое увеличение количества автотранспорта в крупных городах, можно с уверенностью сказать, что и для России велокурьерские службы весьма актуальны. Более того, велокурьер — это не просто работа, а стиль жизни, целое движение.
Далее мы попробуем немного раскрыть эту интересную тему, расскажем о велокурьерской службе PROMPT DELIVERY, уже не первый год работающей в Санкт-Петербурге и опубликуем ответы на некоторые вопросы, заданные сотруднику службы.
RB: Насколько востребованы услуги велокурьеров зимой? Не боятся ли люди доверять свои отправления зимним велосипедистам? А то, судя по реакции некоторых водителей, байкер зимой — что-то вроде снежного человека...
PD: С одной стороны, заказчику не важно, какое время года и как будет доставляться его отправление. Важно, чтобы оно было доставлено вовремя и в целости. С другой стороны, активность бизнеса (практически во всех сферах) после новогодних праздников значительно ниже, соответственно, меньше заказов. Но клиенты вообще не обращают внимания на то, какая мы служба — аэроплановая или велосипедная. Им глубоко параллельно. Главное — чтобы доставили, и дешевле, чем у других. Иногда спрашивают — почему так быстро? Мы отвечаем, что мы на байках. Они не понимают, думают, что на мотоциклах и успокаиваются. Кроме того, зимой машины СТОЯЛИ, а мы ЕЗДИЛИ. Машины завестись не могли, вставали в пробку, попадали в аварии, а мы просто ездили и все. Это повод для гордости 🙂
RB: Сколько времени в среднем едет одна бандероль? Возможно у вас есть данные о скорости «автомобильной» и «пешеходной» доставки для сравнения? Сильно ли отличается скорость зимой и летом?
PD: Это как средняя температура по больнице. Если исключить промзоны, то 15-20 минут. При автомобильной доставке, кроме трафика, есть проблемы с парковкой и односторонним движением, а также оформлением пропусков на въезд на территорию, так что от 30 мин до 1,5 часов. У пеших доставок - потери: время на спуск-подъем-переходы в метро. 40-60 минут. Зимой скорость велодоставки падает процентов на 20%, но соотношение с авто и пешей доставкой сохраняется.
RB: Есть ли какие-то особые требования к оборудованию велосипеда и подготовке курьера?
PD: Велосипед должен быть исправным и укомплектован насосом, запасками, ключами (зимой шипованной резиной), а велокурьер д.б. как минимум опытным велосипедистом. Растабайки не приветствуются. за езду по тротуару — аут :))
RB: Каковы основные критерии при приёме на работу в службу велокурьеров?
PD: Они жестко не сформулированы, но при собеседовании, есть вещи, на которые обращается внимание: пунктуальность, оценка расстояния и своих физических возможностей, быстрота реакции, речь, внимательность, сообразительность, чувство юмора 🙂 Образование имеет огромное значение, как выяснилось...
RB: Велокурьер - это занятие для молодежи? Какой разброс возрастов курьеров?
PD: Нет, нашему директору 34, а самому ценному сотруднику (в том числе и в глазах заказчиков) — 43, но в большинстве 20-22. И большинство из велокурьеров — состоявшиеся независимо от возраста личности, обладающие интересными специальностями.
RB: Какое примерное расстояние проезжает велокурьер за день и как вообще происходит рабочий процесс, есть ли какой-то пункт (база), где курьер ожидает заявки или он отправляется на «задание» из дома?
PD: 50-80 км — средний минимум. База у нас на Вознесенском проспекте, летом ребята часто тусуются на Сенной (если есть перерыв), т.к. удобно стартовать в любом направлении. Ну, а утром все естественно начинают из дома.
RB: Как далеко может быть отправлена посылка с курьером? Вы обслуживаете только город или возможен выезд за пределы КАДа?
PD: Один раз мы с удивлением обнаружили в накладной, что пунктом назначения была указана Москва, причем подпись получателя присутствовала. За КАД мы доставляем, но не на байках. А вообще по всему городу доставляем.
RB: Какова ориентировочная заработная плата велокурьера? (если не секрет)
PD: От 500 до 1500 рублей в день, всё сугубо индивидуально и зависит от многих факторов.
RB: Ваши сотрудники - это люди сильно увлечённые велосипедом, принимающие участие в соревнованиях, пробегах и т.п.?
PD: В основном да. Некоторые из «Балтийской Звезды», некоторые самостийные байкеры. Вот недавно открыли вместе с балтийцами сезон. Хотя мы его и не закрывали 🙂
RB: Ну и последний вопрос. Как появилась идея создать службу велокурьеров, какие планы на будущее?
PD: Видели мессенджеров за кордоном, когда путешествовали на тандеме, изучили вопрос и решили, что это наше. Формирование мессенджерской субкультуры и продвижение велокурьерских услуг, как стандарта городской доставки (на западе под курьером подразумевается велокурьер, а не бабушка с тележкой)- это наполеоновские наши планы.
Ну что, вот такое получилось небольшое интервью. Надеюсь, что многим будет интересно ознакомиться с профессией велокурьера. Тем более на носу летний велосезон, вдруг кто и захочет попробовать себя в этом деле. Удачи на дорогах и попутного ветра!
Интересная идея, только зарплата, все-таки, маленькая %)
Особенно учитывая, что пробеги по городу могут быть под 150 км. в день... Так что надо молоко давать, за вредность 🙂
Хочу понять,неужели людей с велосипедами легко пускают на территорию клиента. Например какой-нибудь бизнес центр? Ведь байк просто так не оставишь на улице,а пристегивать свой байк я бы не решился.
В некоторых организациях вполне дружелюбно относятся к велосипедистам и даже дают возможность поставить его где-то в относительно безопасном месте. В противном случае, видимо, приходится пристёгивать и надеяться на лучшее... Что поделать, такая работа...
Здравствуйте. Действительно очень интересно. Но вот возник вопрос: как вы себя застраховали от недобросовестности курьеров? Какие гарантии, что курьер, получив оплату от заказчика или груз, не смоется, грубо говоря?
Позволю себе ответить за организаторов службы. Вероятность недобросовестности курьеров минимальная, поскольку в компании люди работают продолжительное время, их знают и в них уверены. Ну а все перевозки, насколько я понимаю, осуществляются в рамках договора, поэтому клиент должен быть спокоен.